Злословие или хула (гыйбат) является тяжким грехом в Исламе. Священный Коран сравнивает хулителя, сплетника с человеком, поедающим мясо умершего человека.
Сплетник категорически осуждает и посланник Аллаха (мир ему): «О, люди, воистину, кровь ваша, ваше имущество и честь ваша священны и неприкосновенны» (Муслим).
Посланник Аллаха (мир ему) также сказал: «О те, у которых вера на языке, но не в сердце! Не злословьте о мусульманах и не следите за ними, ибо, поистине, кто следит за братом своим чтобы опорочить его, за тем следит Аллах, а за кем следит Аллах, тот будет опозорен в cвоём же доме» (Абу Дауд, Тирмизи).
Гыйбат касается всего в отношении другого человека, что упоминать при нем было бы неправильно или некрасиво. К примеру, если бы человеку не понравилось бы, что кто-то в его присутствии высказывается относительно его внешности или поведения, то в его отсутствии сказанное это будет расцениваться как гыйбат (сплетни, хула, злословие).
Однажды Досточтимый Пророк (мир ему) обратился к сподвижникам: «Известно ли вам, что такое злословие?» Люди сказали: «Аллах и Его Посланник знают об этом лучше». Он сказал: «Это когда упоминаешь ты о брате твоём так, что это не понравилось бы ему». Люди спросили: «Скажи, а если моему брату присуще то, о чём я скажу?» Он сказал: «Если ему присуще то, о чём ты скажешь, – значит, ты злословишь о нём, а если он не таков, значит, ты наговариваешь на него» (Муслим).
Гыйбатом является, также, оскорбление другого человека, выраженного в любой форме – словами, жестами, письменно. Любой, кто слышит гыйбат и не пытается опровергнуть эти слова, является соучастником и сплетником. Чтобы не быть среди тех, на кого падет гнев Аллаха, необходимо остановить поток сплетен, перевести в другую тему или покинуть то место. Это обязанность мусульманина по отношению к своим братьям.
Что ведет к сплетням
Стать причиной сплетен может что угодно. Например, человек может начать злословить о ком-то, если его разозлить или спровоцировать на проявление гнева. Также, человек может злословить о ком-то, чтобы расположить к себе его оппонентов.
Еще одна причина злословия – самоутверждение за счет кого-то. Кто-то может злословить о другом человеке, чтобы выставить себя на его фоне в более выгодном свете. В наше время, к сожалению, часто злословят о других людях еще и в качестве шутки. Например, развлекая кого-нибудь или упражняясь в остроумии.
Лекарство от сплетен
Сплетник должен знать, что, распространяя сплетни, он попадает под гнев Аллаха, а его благие дела будут розданы тем, о ком он злословил. А если у него не останется благих дел, то на него будут взвалены злодеяния людей, о которых он злословил. Как правило, глубокое размышление над этим фактом способно заставить сплетника одуматься и изменить свое поведение.
Кроме того, перед тем как злословить о ком-то, стоит подумать о своих собственных недостатках и о том, как исправить их. Таким образом, человеку должно быть стыдно злословить или сплетничать о ком-то, пока он сам очень далек от совершенства. А если человек уверен, что он лишен недостатков, то ему следует благодарить за это Аллаха и не брать на себя лишних грехов.
Но важнее всего помнить о причинах сплетен и злословия. Если причина злословия в гневе на кого-то, то для начала нужно подавить в себе гнев.
Гыйбат нельзя допускать даже в своем сердце. Мусульманин не имеет права думать плохо о другом мусульманине, если только ему доподлинно неизвестны его недостатки. Но даже и в этом случае недопустимо высказываться о другом мусульманине плохо.
Как, с точки зрения Ислама, сказать человеку о его недостатках? >>
Также, мусульманин должен скрывать недостатки и грехи других мусульман и не распространяться о них среди людей. Когда шайтан в очередной раз заставит верующего подумать плохо о своем единоверце, ему следует призвать Аллаха помочь избавиться от этих мыслей. Шайтан стремится посеять вражду между мусульманами и от этого следует искать спасения у Всевышнего Аллаха.
Оправдание злословия
Грех злословия велик, однако в шариате есть несколько условий, при которых злословие может быть допустимо.
Во-первых, это жалоба на притеснение и несправедливость. Мусульманину разрешено жаловаться на притеснение и несправедливость и упоминать все то зло, что было против него использовано. Это делается с целью восстановить справедливость и допустимо как в присутствии притеснителя, так и в его отсутствие.
Во-вторых, разрешено обнажать пороки других людей с целью устранения зла и возврата этих людей на путь праведности.
В-третьих, если необходимо получить консультацию алима по какому-нибудь вопросу, то можно рассказать о самой ситуации, без упоминания конкретных имен или отличительных признаков этих людей.
В-четвертых, можно раскрыть конкретные пороки конкретных людей с целью предупредить других об опасности. Например, если человек хочет казаться богобоязненным, чтобы втереться в доверие к другим верующим, а вам доподлинно известно обратное, то можно предупредить единоверцев об опасности намерений этого человека. Но в этом случае допускается лишь конкретное указание на конкретные пороки, а не простое злословие.
Кроме того, не будет считаться злословием упоминать пороки конкретного человека, который известен в обществе совершением этих пороков и не стесняется своего поведения.
Сожаление и покаяние
Сплетник грешит дважды. Сначала он грешит перед Аллахом, который запретил сплетни и хулу, а затем он грешит перед человеком, задевая его честь. Поэтому сплетник должен покаяться перед Аллахом и попросить прощения у того, кого он обидел своими сплетнями.
Если нет никакой возможности извиниться перед человеком, в отношении которого распространяли сплетни, то нужно совершать дуа за этого человека и просить Аллаха простить ему эти грехи.
Islam-today