Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науки сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 36. Разъяснение того, что все, что ты ищешь, ищи у себя дома, и удивительно, если ты [этого] там не найдешь
Ничего не знаешь о том, с каких пор ты появился,
Пришел ты к дому, снаружи в дверь постучал.
Увидал ты дом, больше двух миров,
Внешне заметен, а внутренняя часть скрыта.
Протянулся потолок его до самого неба,
А эту землю полом его сделал Аллах.
С одной стороны от него простирается восток,
А с другой стороны в нем заключен запад.
Четырнадцать родников из этого дома наружу
Показались и потекли также внутрь.
Внешняя часть дома украшена, словно райские сады,
А внутренняя часть дома удостоена Возлюбленного.
Войди [в него] через двери и врата «Ла…» (указание на формулу единобожия – прим. ред.).
Есть в нем шесть дорог. Узри [их], о юноша!
Смотри же, вселенная утонула в нем.
Удивителен дом, чья сущность такова!
Солнце и луна в нем вращаются над головой,
А помимо них, еще пятеро почитаемых (другие пять светил – прим. ред.).
Если поищешь эти двенадцать знаков зодиака (бурудж),
Они в покое пребывают и повсюду появляются.
Мировая Душа (нафс-и кулль) в нем распорядителем стала,
То соединилась, то отделилась.
Мировой Разум (‘акл-и кулль) здесь является визирем того царя.
Все он знает, если ведает о себе самом.
Любовь в нем, а не он сам повелитель влюбленных,
Правитель всевластный, подобный душе и духу.
Восток и запад, правая сторона вместе с левой,
Низ и верх его [исходят] от милости Создателя.
Знаком ты с ним, но чужд ему. Что это за дом?
Если знаешь, то скажи. Сказал [он]:
«Фундамент, [заложенный] Господом Вселенной
Есть манифестация (таджалли) этого места, [никак] не меньше».
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.