«Аллаху принадлежит все, что на небесах, и все, что на земле. Раскроете ли вы то, что у вас в душе, или утаите – Аллах потребует с вас отчет за это. Он прощает (грехи), кому пожелает, и наказывает, кого пожелает. И Аллах способен на все. Посланник уверовал в ниспосланное ему от его Господа и верующие (тоже уверовали в это). Все уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его книги и Его посланников. (Верующие говорят): «Мы не делаем различий между Его посланниками». Они (также) говорят: «Слушаем и повинуемся! (Просим у Тебя) прощения, о наш Господь! Ведь к Тебе – возвращение». Не возлагает Аллах на человека того, что не в его силах. Ему (принесет пользу) то, что он приобрел, и против него – то, что он приобрел. (Верующие, обращаясь к Аллаху с мольбой, говорят): Господь наш! Не наказывай нас, если мы забыли (о чем-то) или ошиблись. Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на тех, кто был до нас. Господь наш! Не вменяй нам в обязанность то, что нам не под силу. Прости нас, сотри (наши грехи) и помилуй нас! Ты – наш Покровитель. Помоги же нам против неверующих!» (Бакара, 284-286).
В риваяте, переданном по каналу Абу Курайба от Абу Хурайры, сообщается, что Абу Хурайра говорил: «Когда был ниспослан это аят, мусульманам стало очень тяжело от этого, и они, придя к посланнику Аллаха ﷺ сказали: «О, посланник Аллаха ﷺ! До этого, нам было вменено в обязанность то, что нам по силам, намаз, пост, противостояние на пути Аллаха и садака. Но теперь ниспослан этот аят и нам это не под силу. Если мы будем подвергнуты наказанию за те мысли и чувства, которые у нас возникают, то тогда мы пропали».
Посланник Аллаха ﷺ сказал им: «Неужели вы, как и ваши предшественники хотите сказать: «Услышали и ослушались»? В противоположность им, вы должны говорить: «Слушаем и повинуемся. Господь наш прости нас! Поистине, нам предстоит вернуться к Тебе»».
Они сказали: «Слушаем и повинуемся. Господь наш прости нас! Поистине, нам предстоит вернуться к Тебе», и их языки привыкли к произнесению этих слов.
Затем Аллах Всевышний ниспослал аят, в котором говорится: «Посланник уверовал в ниспосланное ему от его Господа и верующие (тоже уверовали в это). Все уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его книги и Его посланников. (Верующие говорят): «Мы не делаем различий между Его посланниками». Они (также) говорят: «Слушаем и повинуемся! (Просим у Тебя) прощения, о наш Господь! Ведь к Тебе – возвращение». Не возлагает Аллах на человека того, что не в его силах. Ему (принесет пользу) то, что он приобрел, и против него – то, что он приобрел. (Верующие, обращаясь к Аллаху с мольбой, говорят): Господь наш! Не наказывай нас, если мы забыли (о чем-то) или ошиблись».
Читайте также: Если бы Аллах захотел, то наставил бы их всех
Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах сказал: «Да»».
Когда же была ниспослана та часть, в которой говорится: «Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на тех, кто был до нас», посланник Аллаха ﷺ сообщил, что Аллах снова сказал: «Да».
Когда была ниспослана та часть, в которой говорится: «Господь наш! Не вменяй нам в обязанность то, что нам не под силу. Прости нас, сотри (наши грехи) и помилуй нас! Ты – наш Покровитель. Помоги же нам против неверующих!», посланник Аллаха сообщил, что Аллах снова сказал: «Да»» (Муслим, Иман, 199; Ахмад ибн Ханбал, Муснад, 2/412; Табери, Джамиуль-Байан, 3/96).
Также высказывались мнения, что аят «Раскроете ли вы то, что у вас в душе, или утаите – Аллах потребует с вас отчет за это» действовал в течение одного года. После чего был отменен аятом «Не возлагает Аллах на человека того, что не в его силах».
Также высказывалось мнение, что аят «Раскроете ли вы то, что у вас в душе, или утаите – Аллах потребует с вас отчет за это» был ниспослан в отношении верующих, которые питали дружеские чувства и любовь к неверующим. И что данный аят не был отменен (Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 3/281, 283).
Фото: shutterstock.com.