بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
وَلاَ تَقْفُ مَا لَيْسَ لَكَ بِهِ عِلْمٌ إِنَّ السَّمْعَ وَالْبَصَرَ وَالْفُؤَادَ كُلُّ أُولئِكَ كَانَ عَنْهُ مَسْؤُولاً
«Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце – все они будут призваны к ответу». (Сура «Исра», аят 36)
Человек – это существо, на которого возложена ответственность. Он отправлен в этот мир не праздношатающимся и безрассудным. Он не брошен в одиночестве, не оставлен без присмотра. За свои добрые дела человек заслуживает воздаяния, а за свои злодеяния он будет держать ответ. Человек сотворен в совершенном виде и ему сообщено, что является добром и что является злом. Он обладает знанием о том, за что ему придется нести ответственность, а что пойдет ему на пользу. Поэтому человек не сможет в Судный день отговариваться своим незнанием, чтобы избежать наказания. Исходя из этого, ему нельзя следовать тому, о чем у него нет достоверного знания, не принимать основанных на этом решений. Ведь рядом с ним находятся ангелы, которые наблюдают за ним и регистрируют каждое его слово и действие, ничего не упуская.
Аят «не следуй тому, чего ты не знаешь» обладает очень широким значением. Он требует, чтобы человек в личной и общественной жизни не руководствовался вместо знания разными догадками и предположениями. Данное повеление охватывает все стороны жизни мусульманина: нравственность, право, политику и управление. Ислам призывает избегать сомнительного. Ислам запрещает обвинять кого-либо, не проводя расследования и основываясь лишь на догадках. В данном случае “знание”, о котором говорится в аяте, нужно понимать как твердое доказательство. В соответствии с этим, человеку запрещено руководствоваться недостоверной информацией, слухами. Нельзя безосновательно высказываться о ком-либо, если можешь нанести ему материальный или моральный ущерб.
В юридической сфере, принцип «не следовать тому, чего ты не знаешь» означает не выступать свидетелем, если ты своими глазами не видел случившегося. Нельзя давать ложные показания или клеветать на целомудренных женщин и мужчин. В сфере нравственности это значит, что нельзя распускать слухи и сплетничать, нельзя осуждать кого-то на основе слухов и сплетен. Мусульманин проверяет любую полученную им информацию и не действует на авось. Он знает, что если будет действовать, как ему вздумается, и тем самым навредит чужим интересам, то в ахирате ему за это придется нести наказание (Худжурат, 49:6). Поскольку слух, зрение и сердце – все они будут призваны к ответу.
Всевышний Аллах повелевает: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом» (Худжурат, 49:2).
В день Киямат все органы человеческого тела будут отвечать за это. Наш Господь в тот день запечатает наши уста и заставит говорить наши руки и ноги. Они будут по одному говорить и свидетельствовать о том, что делал их владелец в этом мире. Руки, ноги, глаза, уши будут свидетельствовать за или против своего хозяина (Йасин, 36:65; Фуссилат, 41:20; Нур, 24:24).
Пророк (с.а.в.) также говорил: «Как можно больше избегайте предположений. Потому что предположение является самым лживым словом» (Бухари, “Книга завещаний”, 8). Соотвественно этому, мусульманин дол-жен жить по принципу «не верь всему, что слышишь» и даже из увиден-ного не делать поспешных выводов. Если человек будет пересказывать другим все, что услышал, это запишется ему в грехи. В другом хадисе говорится: «Говорить о чем-то неувиденном тобой так, будто ты видел это собственными глазами, это и есть наибольшая клевета» (Бухари “Книга толкования снов”, 45)
Не будем свидетельствовать ни о чем, чего не видели своими глазами, не слышали своими ушами, не чувствовали своим сердцем. Не будем говорить, что мы это видели, слышали, знаем, если мы этого не видели, не слышали и не знаем. Потому что предположения очень часто нас обманывают.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.