Не обманывать и не быть обманутым: о долгах с точки зрения ислама

Фото: elements.envato.com / Pressmaster

Фото: elements.envato.com / Pressmaster

Человек, имеющий достаток, не должен запаздывать с возвращением долга за купленный товар, поскольку это будет несправедливо по отношению к продавцу. Если покупатель попросит другого человека (более состоятельного) отдать продавцу деньги за купленный товар, то продавец должен соглашаться на это («Сахих» аль-Бухари, Хавалат, 1, 2, Истикраз, 12; «Сахих» имама Муслима, Мусакат, 33; «Сунан» Абу Дауда, Буйу‘, 10; ат-Тирмизи, Буйу‘, 68; ан-Насаи, Буйу‘, 100, 100; «Сунан» Ибн Маджа, Садакат, 8).

Это один из видов благодеяния. Должникам надо давать отсрочку. Клиенту, который испытывает затруднения при оплате за полученный товар, надо делать уступки. Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Кто даст отсрочку человеку, находящемуся в трудном положении, или же совсем не станет брать долг, того Аллах подвергнет легкому расчету».

В другом хадисе сказано: «Если кто-то даст отсрочку должнику, находящемуся в трудном положении, или простит ему часть долга или же весь долг, того Аллах укроет в тени в тот день, когда не будет иной тени, кроме тени от ‘Арша».

Имеется и такой хадис: «Кто дает отсрочку должнику, который затрудняется оплатить долг, тому запишется двойной саваб за каждый день отсрочки. Если после наступления срока оплаты он даст отсрочку, то словно сделает пожертвование» (Ахмад ибн Ханбаль, 4/442-443, 5/300-308).

Счастливые избранницы Пророка ﷺ: кому было суждено стать женами Любимца Аллаха?

Из-за этого хадиса праведные предшественники не требовали у должников немедленного возврата долга. Они считали, что гораздо лучше получать многократный саваб за каждый день отсрочки («Ихья ‘улюм ад-дин»).

Работнику надо оплатить его работу до того, как высохнет пот у него на лбу. Отдавать долг тоже следует по-хорошему. Не ждать, когда одолживший тебе человек придет требовать возврата долга, а самому в оговоренный срок пойти к нему и вернуть долг.

Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Лучший из вас тот, кто наилучшим образом платит по долгам. Оплачивайте свои долги, не дожидаясь, когда для этого будет больше возможности» (Ан-Насаи, 4697; «Сунан» Ибн Маджа, 2424).

Тому, кто затрудняется с оплатой долга, надо простить этот долг или же взять лишь его малую часть. Посланник Аллаха ﷺ поведал: «Один человек отдавал людям деньги в долг и говорил человеку, которого посылал собирать долги: «Не бери у тех, кто в трудном положении, может, и Аллах простит нам наши грехи». Потом этот человек умер, и когда он предстал перед Всевышним, Аллах простил ему грехи» («Сахих» аль-Бухари, Анбия, 54; «Сахих» имама Муслима, Мусакат, 31).

Фото: jamesturnback / elements.envato.com/ru.

Фото: jamesturnback / elements.envato.com/ru.

Если брали в долг товар, предварительно взвесив, то возвращать его надо с большим весом. Это нужно для того, чтобы случайно не обидеть человека, дававшего товар в долг. Во время купли-продажи не принято спорить, переходя границы приличия. Это может привести к ошибке обе стороны. Нельзя продавать товар путем обмана. При покупке также нельзя давать себя обмануть.

Обманутый человек – глупец, и поэтому люди не станут его уважать, и в ахирате он не получит саваба. Он потерпит ущерб и в этом мире, и в ахирате. Имам аль-Газали рахимахуллахи пишет: «Человек может купить что-нибудь у гостя или у бедняка исключительно ради оказания им помощи, даже если есть вероятность быть обманутым. Посланник Аллаха  говорил: «Да будет милостив Аллах к тому, кто проявляет уступчивость при продаже, покупке и истребовании долга» («Сахих» аль-Бухари, Буйу‘, 16; «Сунан» Ибн Маджа, Тиджарет, 28).

Настоящая зрелость проявляется в том, чтобы не обманывать и не быть обманутым. Достопочтенного ‘Умара радыяллаху ‘анху характеризовали таким образом: он был благороден настолько, чтобы никого не обманывать, и был настолько умен, чтобы никому не давать обмануть себя.

Перевод смыслов Корана: история о пророке Мусе (а.с.) и Хызыре

Досточтимые Хасан и Хусейн радыяллаху ‘анхума и некоторые из праведных предшественников при покупке чего-нибудь обычно долго торговались, чтобы не быть обманутыми. Однако, когда они что-нибудь дарили или делали пожертвования, то давали очень много.

Когда у них спрашивали причину этого, они говорили: «Человек, делающий пожертвования, делает это ради Аллаха из того, что даровал ему Аллах. Однако тот, кого обманули при покупке чего-нибудь, был обманут из-за своей глупости и непредусмотрительности».

Когда нуждающийся человек берет в долг, он должен делать это с намерением вернуть. Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Кто попросит в долг с намерением вернуть, к тому Аллах пошлет ангелов с заданием. Пока он не расплатится с долгом, они будут оберегать его и молиться за него» (Сахих» аль-Бухари, Хавале, 1,2; Истикраз, 12; «Сахих» имама Муслима, Мусакат, 33).

Чтобы получать благодать от этого хадиса, праведные предшественники брали в долг, хотя и не нуждались («Ихья ‘улюм ад-дин»).

«Шир‘атуль Ислам. Ахляк и адабы Ислама»

Социальные комментарии Cackle