Как это жизненно, когда человек не находит в себе желания даже улыбнуться тем, кто сделал ему неприятное. Бывает, муж приходит с работы, а супруга не успела приготовить ему еды, и вот он уже хмурится. Или жена не услышала за целый день от него привычное «люблю», и лицо её излучает обиду. В сердца их закрадывается намерение на предъявление претензий, вместе с сопутствующей этому длительной напряжённостью в отношениях.
Подобные мелкие инциденты происходят с людьми на протяжении всей жизни: в семье, на работе, в отношениях с близкими и с друзьями. Но случаются и более серьёзные вещи, как, например, жертва. Кто-то жертвует своим имуществом, с намерением совершить благое (даёт милостыню), временем – ради помощи другим и прочее. А когда получает в ответ неблагодарность или сталкивается с обманом, предательством, то начинает сильно сожалеть о совершённом. От таких горьких опытов жизни и появилась пословица: «Не делай добра – не получишь зла».
Только такой настрой не подходит нравственности верующего. Ведь он совершает все свои моральные и материальные сделки не с людьми, а со Всевышним. Любые события и ситуации он принимает как послание самого Аллаха, на которые требуется благопристойный ответ. То есть после изучения теории духовного пути человек обязательно должен пройти его практику. В Коране ведь сказано: «Неужели люди полагают, что мы оставим их после того, как они скажут «мы уверовали»?» (Анкабут, 2).
Мусульманин старается не забывать об этом и не отвлекаться на разборки с помехами на своём духовном пути. У него есть цель – дойти до совершенства как можно скорее, ибо неизвестно даже, сколько отведено ему времени. Это возможно только когда меньше задерживаешься на остановках. Каждое испытание – остановка. Следует спешить благополучно покинуть её для продолжения пути.
Сунна Посланника ﷺ – отличный гид для этих целей. В его примере верующий видит способы решения любых трудностей и задач. Например, улыбаться супругу не по причине его отношения к тебе, а потому, что это свойство высоконравственного человека. Жертвовать, не ожидая даже простого «спасибо» – искренность.
Пророки жертвовали всей своей жизнью и комфортом (не просто небольшим количеством имущества и времени), говоря: «Я не прошу у вас вознаграждения за это, ибо меня вознаградит только Господь миров!» (Аш-Шуара, 109).
Одна из наших духовный матерей, Аиша (р.а.), помогая нуждающимся и слыша в ответ благодарности и мольбу в свой адрес, молилась за них о том же. Как-то её спросили: «Отчего же ты и подаёшь им, и в то же время молишься за них?», она ответила: «Я опасаюсь, что их молитва станет воздаянием за содеянное мною. Поэтому я молюсь за них о том же, дабы подаяние моё оказалось бескорыстным, а награду за содеянное я нашла лишь у Аллаха» (Сунан Абу Дауд).
Когда же человек выбирает девизом своей жизни пословицу «Не делай добра – не получишь зла», он словно бы носит в сердце тяжёлый камень, из-за которого постоянно чувствует себя уставшим, раздражённым. И он стоит на одной остановке, запрещая себе двигаться вперёд для духовного совершенствования. Наносит себе урон: не делает добра и, как следствие, не получает его.
Посланник Аллаха ﷺ советовал: «Будь в этом мире подобен чужеземцу или путнику» (Бухари, Тирмизи). Вряд ли разумный человек, станет тратить время на основательное обустройство дома, в котором пробудет всего 2-3 дня. Так же верующий не будет зацикливаться на мирской суете, разбираясь с долгами ему людей, а побеспокоится о том, чтобы его собственные дела были достойны принятия Всевышним.
Мусульманин идёт к своему Создателю. Каким он пребудет к Нему: отягощённым от забот о своём самолюбии (нафсе) или же лёгким, сияющим от долгожданной встречи, к которой он готовился на протяжении всего земного пути? Вот – забота всей жизни верующего. Пусть же каждый, посвятивший себя этой цели, не задерживается на достигнутой степени. Впереди, быть может, ещё есть испытания, дарующие более великие степени и близость к Аллаху Табаракя ва Та’аля. Следует готовить себя к ним, и ведь это возможно, лишь пройдя предыдущие…
Айна Замаева