Первого августа с заходом солнца наступил последний, двенадцатый месяц мусульманского лунного календаря – месяц Зуль-хиджа. Это один из самых значительных месяцев, поскольку именно в первые десять дней этого месяца верующие совершают хадж – обязательное паломничество в Мекку. На десятый день этого месяца приходится один из двух великих праздников в исламе – праздник жертвоприношения, Ид аль-Адха, или Курбан-Байрам, как он называется у тюркских народов.
Итак, что же говорится об этом месяце в источниках нашей религии?
Во-первых, зуль-хиджа – это один из четырех запретных месяцев, во время которых еще до ислама было запрещено начинать войны и вершить кровную месть. В Коране говорится об этих месяцах:
«Воистину, число месяцев у Аллаха — двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца (Зуль-каада, зуль-хиджжа, мухаррам и раджаб) из них — запретные» (сура "ат-Тавба", аят 36).
Грех, совершенный в это время, считается более тяжелым, чем в другое время:
«Не причиняйте же в них [в эти запретные месяцы] зла самим себе (посягая на их запретность и совершая грехи) (так как это ещё более греховнее, чем в другие месяцы)» (Сура "ат-Тавба", аят 36).
В хадисе говорится, что особенно важны первые десять дней этого месяца – именно в эти дни верующим предписано совершить все основные обряды хаджа. Сура «аль-Фаджр» начинается с упоминания десяти ночей – большинство толкователей считают, что здесь имеются в виду именно десять дней месяца зуль-хиджа:
«Я (Аллах) клянусь зарёю, и десятью ночами (месяца зуль-хиджа)…» (сура "аль-Фаджр", аяты 1-2).
Передается, что Пророк (мир ему) говорил:
«Благие дела, совершенные в другие дни, не превосходят тех, которые были совершены в эти дни (первые десять дней месяца зуль-хиджа). Сподвижники Пророка (мир ему) спросили: «Даже больше сражения на пути Аллаха?». Он ответил: «Да, больше этого, за исключением человека, который делает это (выходит на войну), подвергая себя и свое имущество опасности (ради Аллаха) и не возвращается обратно (живым)» (Тирмизи).
В другом хадисе передаются подобные слова Посланника Всевышнего (мир ему):
«Самые благословенные дни этого мира – первые десять дней месяца зуль-хиджа». Его спросили: «А нет ли похожих на них (т. е. на людей, которые будут заняты поклонением в это время)?» Он ответил: «Нет похожих на них, кроме человека, которого убили на пути Аллаха (т. е. мученика за веру)».
Хафиз ибн Хаджар объясняет причину особенного возвеличивания этих десяти дней в своей книге «Аль-Фатх»:
«Причиной возвеличения первых десяти дней зуль-хиджа является наличие в них всех столпов поклонения: намаза, поста, жертвоприношения, паломничества, – и не сочетается всё это в другие дни».
День Арафа
На девятый день месяца зуль-хиджа приходится очень значительный день – который называется день Арафа (или день Арафата). В этот день паломники, прибывшие в Мекку для совершения хаджа, собираются в долине Арафа, где весь день обращаются ко Всевышнему со своими мольбами – поскольку известно, что в этот день принимаются дуа и особенно мольбы о прощении.
«Нет такого дня, в который Аллах освобождал бы от Огня больше Своих рабов, чем в день Арафа…» (Муслим).
«Лучшая мольба – это мольба в день Арафа…» (Тирмизи).
Согласно пророческим сообщениям, о дне Арафа упоминается в Коране:
«Клянусь днем обещанным! Клянусь свидетельствующим (днем) и засвидетельствованным!» ( Сура "аль-Бурудж", аяты 2–3).
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «День обещанный» – это день Воскресения, «засвидетельствованный день» – это день Арафа, а «свидетельствующий день» – это пятница» (Тирмизи, Табарани).
Одним из желательных действий в этот день считается пост:
Передается, что Посланник Всевышнего (мир ему) говорил о посте в этот день: «Он служит искуплением [прегрешений]прошедшего года и будущего года» (Муслим).
Одна из жен Пророка (мир ему) передавала: «Посланник Аллаха (мир ему) постился [первые] девять дней зуль-хиджа, в день Ашура и три дня каждого месяца» (Абу Дауд).
Праздник жертвоприношения (Курбан-Байрам)
Десятый день месяца зуль-хиджа – это один из двух самых почитаемых праздников в исламе, праздник жертвоприношения или Курбан-Байрам. В этот день вспоминают жертву Авраама (Ибрагима), мир ему, который готов был пожертвовать собственным сыном ради исполнения воли Всевышнего. Однако в последний момент ему было сказано, что Господь доволен его послушанием, а в жертву следует принести барашка. В память об этом верующие также приносят в этот день в жертву животных – овец, коров, верблюдов или коз.
В хадисах так говорится о значимости этого дня:
«Величайшим днем перед Аллахом является день жертвоприношения, а затем день, следующий за ним» (Ахмад, Абу Дауд, аль-Хаким).
«День Арафа, день жертвоприношения и три дня ат-ташрика (три праздничных дня) – это наши дни праздников, о мусульмане!» (Абу Дауд, Тирмизи, ан-Насаи).
Принесение жертвы считается сунной для человека, у которого есть для этого средства. По традиции, мясо жертвенного животного делят на три части – одну раздают бедным, одну передают родственникам и одну оставляют для своей семьи.
«Я спросил Абу Айюба: «Как совершал жертвоприношение Посланник Аллаха?». Он ответил: «Человек может принести в жертву барашка от себя и своей семьи. Следует раздать часть мяса в качестве милостыни, а другую часть они можно оставить себе».
Что еще значительного случилось в этом месяце?
26 числа месяца зуль-хиджа в 23 году по хиджре (или 3 ноября 644 года н.э.) скончался второй праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах). Это был один из самых влиятельных правителей в мусульманской истории – и в то же время один из самых справедливых и богобоязненных. Во время его правления мусульманское государство увеличилось в несколько раз.
Умар (да будет доволен им Аллах) родился в 584 году н.э. в Мекке, в племени Бану Ади, которое решало споры между племенами. Его отцом был Хаттаб ибн Нуфайль, а матерью - Хантама бинт Хишам из племени Бану Махзум. В юности он пас верблюдов своего отца на равнинах близ Мекки. Его отец-купец славился умом среди своего племени.
Несмотря на то, что грамотность была редкостью в доисламской Аравии, Умар научился читать и писать еще в юности. Не будучи поэтом, он хорошо разбирался в арабской поэзии и литературе. Согласно традиции курайшитов, еще в подростковом возрасте Умар изучал боевые искусства, верховую езду и борьбу. Он был высоким, физически сильным и известным борцом.
Когда Мухаммад (мир ему) выступил с призывом к единобожию, Умар (да будет доволен им Аллах) поначалу был очень агрессивным противником Ислама, но потом принял Ислам, став его ярым приверженцем и защитником. Это событие очень укрепило мусульман, поскольку он был очень сильным и храбрым человеком, который оказывал значительную поддержку своим единоверцам.
Когда Умар (да будет доволен им Аллах) стал халифом, он продолжал вести очень скромный и аскетичный образ жизни – жил в глинобитной хижине, ходил в одной и той же поношенной одежде, пешком, без сопровождения и охраны. Он имел обыкновение по ночам обходить улицы Медины, чтобы лично узнать все нужды ее жителей. Любой из жителей его государства имел свободный доступ к халифу.
Когда Умар (да будет доволен им Аллах) принес Ислам Палестину и вошел в Иерусалим, его жители и церковные власти были удивлены его скромностью – поскольку они привыкли в пышной и многочисленной свите, которой окружали себя византийские правители. Халиф пообещал христианам, что все их храмы останутся в неприкосновенности – он с уважением относился ко всем своим подданным, независимо от религии.
Во время его правления были проведены социальные реформы - Умар установил пособия для бедных и нуждающихся жителей государства, вдов, сирот и инвалидов (мусульман и немусульман), которым платили пособие из казны. Умар также ввел пособия на детей и пенсии для пожилых людей.
Жизнь халифа оборвалась трагически – утром 31 октября 644 года н.э. перед утренней молитвой персидский раб по имени Фируз или Абу Лулу нанес халифу шесть ножевых ранений, от которых он скончался через три дня. Убийцу пытались схватить, но он покончил с собой, чтобы не попасть в руки преследователей. Причины, по которым этот человек решил совершить убийство, до конца непонятны.
Анна Кобулова
Также по этой теме читайте: