Фото: drazenphoto/ elements.envato.com
Месяц Шаабан – это восьмой месяц мусульманского лунного календаря, который у арабов древности приходился на середину лета. Само его название означает «разлучение», «разделение», поскольку именно в этом месяце арабы доисламского периода расходились на поиски воды.
Этот месяц непосредственно предшествует месяцу Рамадан, поэтому мусульманам следует настраивать себя на приход месяца Рамадан. Существует известное высказывание: «Раджаб – месяц посева, Шаабан – полива, а Рамадан – время сбора урожая». Также говорится, что «Раджабу свойственны прощение и милость, Шаабану – очищение, а Рамадану – многократное вознаграждение».
Иными словами, в месяцы Раджаб и Шаабан, предшествующие Рамадану, человек постепенно готовится к приходу месяца Рамадан – увеличивая свое поклонение, чтобы во время Рамадана можно было собрать «урожай» из многочисленных благих деяний.
Что же желательно будет совершать в месяц Шаабан?
Из Сунны Пророка, мир ему, известно, что в этом месяце весьма желательно держать дополнительные посты. Передается, что сам Пророк больше всего постился именно в месяце Шаабан из всех месяцев года (не считая поста в Рамадан) (Сахих Бухари).
Из других хадисов передаются следующие сообщения:
Однажды Пророка, мир ему, спросили:
«Какой пост наиболее ценен после постов Рамадана?». Он ответил: «Посты Шаабана в преддверии Рамадана».
Когда его (Пророка, мир ему) спросили о причине этих многочисленных постов, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Существует месяц между Раджабом и Рамаданом, на который люди не обращают внимания» (Сунан Насаи).
Передается, что Пророк (мир ему) также сказал:
"Аллах приказывает ангелам записать (в Хранимой скрижали) имена всех людей, которые умрут в текущем году. Я хочу предстать перед Аллахом как как постящийся" (если мне суждено умереть в этом году) (Муснад Абу Яля).
В другой версии этого хадиса сказано, что Посланник Аллаха (мир ему) также сказал:
«Это месяц, в который деяния человека поднимаются к Аллаху. Мне хотелось бы, чтобы мои дела поднимались бы в такое время, когда я держу пост».
Все эти хадисы указывают на то, что, хотя пост в месяц Шаабан не является обязательным, но он настолько важен, что Пророк (мир ему) старался не упустить награду за поклонение в это время.
При этом тем, кто желает держать пост в месяце Шаабан, помнить об умеренности, не проявлять чрезмерного усердия в постах, чтобы у них оставались силы для обязательного поста в Рамадан. Так что, если человек не очень крепок здоровьем, ему не следует постится во время Шаабана, поскольку обязательный пост в Рамадан более важен, чем желательный пост в Шаабан. Передается, что Пророк (мир ему) запрещал своим сподвижникам поститься в конце этого месяца, непосредственно перед наступлением священного Рамадана, говоря:
«Не поститесь после того, как прошла первая половина месяца Шаабан».
Согласно другому хадису, Пророк сказал:
«Не предваряйте месяц Рамадан одним или двумя постами».
Смысл приведенных выше хадисов в том, что сам Посланник (мир ему) держал пост большую часть месяца Шаабан, поскольку был уверен в своих силах и знал, что эти посты не помешают ему поститься в Рамадан. Но другим людям он не рекомендовал держать пост во второй половине этого месяца, опасаясь, что они потеряют силы и бодрость перед началом Рамадана и не смогут с воодушевлением встретить этот благословенный месяц.
Ночь Бараат
Самое значимое событие этого месяца – это наличие в нем особой ночи, которая называется Лейлатуль-Бараат (Ночь освобождения от огня). Она наступает между 14 и 15 днями месяца Шаабан (19 апреля). Существуют хадисы, где говорится, что в эту ночь на землю нисходит особая божественная милость.
Аиша (да будет доволен ей Аллах) рассказывает:
«Однажды во время этой ночи Посланник Аллаха (мир ему) совершал намаз тахаджуд. Он совершил такой продолжительный суджуд (земной поклон), что я испугалась, что он умер. Тогда я встала с кровати и потрогала его большой палец, чтобы убедиться, что он жив. Палец пришел в движение, и я вернулась на свое место. Потом я услышала, как он произнес следующее дуа:
«Прибегаю к Твоему прощению от Твоего наказания, и к Твоему довольству от Твоего гнева, и я прошу у Тебя убежища от Тебя. Я не могу восхвалить Тебя так, как Ты того заслуживаешь. Ты – Тот, как Ты Сам сказал о Себе».
После того, как он окончил намаз, он сказал мне: «О Аиша, неужели ты думаешь, что Пророк оставил тебя?» Я сказала: «Нет, о, Посланник Аллаха, но я боялась, что тебя покинула твоя душа, так как ты пробыл в суджуде очень долго».
Он спросил меня: «Ты знаешь, что это за ночь?» Я ответила: «Аллах и Его Посланник знают лучше». Тогда он сказал:
«Это ночь середины месяца Ша’бан. Всевышний Аллах смотрит на Своих рабов в эту ночь (взглядом милости) и прощает тех, кто ищет прощения и дарует Свою милость тем, кто молится о прощении, но оставляет тех, кто имеет злой умысел, без милости, и не прощает их, если они не избавляются от злобы» (Таргиб ва т-тархиб, со ссылкой на имама Байхакы).
Муаз ибн Джабаль сообщает, что Посланник Аллаха (мир ему) сказал, что Всевышний Аллах смотрит на Своих рабов в эту ночь (взглядом милости) и прощает всех верующих, кроме тех, кто приобщает к Нему сотоварищей или имеет злой умысел против своих братьев (Сахих ибн Хиббан).
Абдулла ибн Амр (да будет доволен им Аллах) сообщает, что Пророк Аллаха (мир ему) сказал: «Всевышний Аллах оказывает милость Своим творениям в эту ночь и прощает все, кроме тех, кто имеет злобу в сердце» (Таргиб ват-тархиб, со ссылкой на имама Ахмада).
Итак, в вышеприведенных хадисах сказано, что на протяжении всей этой ночи Всевышний особенно милостив к Своим созданиям и прощает тех, кто кается и ищет Его прощения. Поэтому каждый мусульманин должен ценить эту ночь. При этом обратите внимание, в хадисах говорится, что верующий не должен в это время держать злобу в сердце на других людей, но должен прощать других и желать им добра.
Чтобы получить благословения этой ночи, желательно выделить определенную часть ночи для богослужения ради довольства Всевышнего.
Каких-то определенных видов поклонения, которыми следует заниматься этой ночью, из достоверных сообщений не передается. Исламские ученые говорят, что человек может посвятить эту ночь или часть ночи тому виду поклонения, к которому он наиболее склонен – совершать желательные намазы, читать Коран, поминать Всевышнего, произносить салават Пророку (мир ему).
И главное – не забывать возносить искренние мольбы о прощении своих грехов и просить о милости Всевышнего к себе и другим людям, поскольку есть большая вероятность, что наши дуа в это время будут приняты.
Не расстраивайтесь, если по причине усталости или нездоровья вы не сможете бодрствовать большую часть ночи - даже если вы застанете небольшую часть этой ночи, вы получите, иншаАллах, ее благословение.
***
Если говорить о людях, которые родились или покинули мир в этом месяце, следует упомянуть знаменитого передатчика хадисов и факиха по имени Исхак ибн Рахавейх (778 — 853). Он был родом из города Мерв (в Туркменистане), родился предположительно в 161 году по хиджре. Само его прозвище связано с тем, что его отец родился по пути в Мекку, поэтому ему дали прозвище Рахавейх, что на персидском языке означает «родившийся в пути». Хадисы от него передавали такие выдающиеся хадисоведы как Мухаммад аль-Бухари, имамы Тирмизи и Насаи, Ахмаб ибн Ханбаль и другие.
Другие ученые говорили о нем, что он обладал прекрасной памятью и способностью к запоминанию. Он говорил о себе: «Не слышал я без того, чтобы запомнить это. И не забывал я ничего из выученного мной».
Абу Хатим ар-Рази говорил о нём: «Я восхищаюсь достоверностью и выверенностью его хадисов, а также его удивительной памятью».
Абу Зура ар-Рази сказал: «Никто не знает больше хадисов, чем Исхак».
Исхак ибн Рахавейх ушёл из жизни ночью 15 числа месяца Ша'бан 238 года по хиджре.
Анна Кобулова