Самых высоких степеней человек может достичь благодаря религиозным знаниям. Наш Пророк ﷺ говорил: «Малое количество дел, совершенных со знанием, становится многим. Если много дел совершены без знания, то в итоге их оказывается мало».
Использованное в этом хадисе выражение «много и мало» касается савабов и принятия этих дел Всевышним.
Также наш Пророк ﷺ говорил: «Превосходство ‘алима над поклоняющимся без знаний сравнимо с моим превосходством над самым нижайшим из вас по достоинству».
Потом он продолжил так: «Поистине, Аллах, Его ангелы, обитатели небес и земли, вплоть до муравья в своем муравейнике и рыб в море, молятся за тех, кто обучает людей добру и всему благому».
Абитуриентам-2023: в какое мусульманское учебное заведение поступить?
В одном риваяте, переданном от Абу Хурайры радыяллаху ‘анху, Посланник Аллаха ﷺ говорит: «Не совершалось поклонения Аллаху ничем, что превыше получения знаний о религии».
В другом хадисе сказано: «Один единственный факих (ученый) сильнее против шайтана, чем тысяча невежд. У всего есть своя опора. Опора же этой религии – фикх».
Аль-Баззази в одной из своих фетв сказал: «Чтение ‘алимами книг только для себя лучше, чем проведение человеком ночи в поклонении. Для тех, кто обучается религиозным наукам, брать уроки фикха лучше чтения Корана. Знающий человек (‘алим) выше, чем поклоняющийся (‘абид). ‘Алим приносит пользу и себе, и другим. А тот, кто поклоняется, приносит пользу только себе».
Для мусульманина приобретение религиозных знаний является обязательным, фарзом ‘айн. Наш Пророк ﷺ сказал: «Обретение знаний является фарзом для каждого мусульманина и каждой мусульманки».
Имеется три вида знаний, обязательных для изучения:
Приобретение этих знаний необходимо для того, чтобы мусульманин мог должным образом служить Всевышнему, исполнять свои религиозные обязанности. Свои действия он должен очищать от всего показного и от гордыни. Ният должен быть только ради Аллаха. Нельзя выходить за пределы сказанного учеными ахлюс-Сунна.
Затем раб должен знать предписания Аллаха, исполнение которых Он сделал фарзом и ваджибом для него. Это такие обряды поклонения, исполняемые физически, как намаз и пост ураза, исполняемые имуществом, как ‘ушр и закят, исполняемые и физически, и имуществом, как хадж. Днем и ночью он должен исполнять эти ‘ибадаты.
Наряду с этим, он должен еще знать, что Аллах сделал для него запретным (харам). Это – прелюбодеяние, опьяняющие напитки, свинина и азартные игры. Мусульмане не должны испытывать чувства злобы и зависти по отношению друг к другу.
Мусульманин должен быть таким, каким кажется, и казаться таким, каков есть на самом деле. Мусульмане обязаны освоить эти знания. Для того, чтобы в точности исполнять повеления Аллаха, мы также должны знать суннаты нашего Пророка ﷺ.
Нам необходимо знать Сунну досточтимого Мухаммада ﷺ, которого Аллах сотворил с превосходным нравом и дал наилучшее воспитание. Поскольку нет пути лучше и безопасней, чем путь Посланника Аллаха ﷺ.
В книге «аль-Фатава аль-Баззазия» сказано: «Кто научился читать Коран с таджвидом, в необходимой мере выучил наизусть аяты из Корана, тот должен заняться изучением фикха. Научиться необходимому из науки фикха (‘ильмихаль) является фарзом ‘айн».
В книге «аль-Хазана» сказано: «Нужно изучить весь фикх. Мухаммад ибн Хасан разъяснил двести тысяч тем относительно дозволенного (халяль) и запретного (харам). Люди должны учить это наизусть».
Шир'атуль Ислам. Ахляк и адабы Ислама
Фото: elements.envato.com