Женитьба – это наилучшее с точки зрения полезности и, будучи савабом, обладает высокими достоинствами. Люди, соблюдающие требования семейной жизни, оберегают свою веру и совершенствуют свою нравственность. Наличие большого количества детей наш Пророк (с.а.с.) считал предметом гордости.
В хадисе сказано: «Женитесь, умножайтесь, ибо в день киямата я буду гордиться вашими детьми, включая выкидышей и тех, кого вы только кормили грудью» (Байхаки, 7/81; Насаи, Никах, 11; Ибн Маджа, Никах, 8; Ибн Ханбаль, 3/158).
Благодаря женитьбе, человек предохраняется от своего аврата, приводящего его к беде. Женитьба способствует тому, что человек больше работает и обретает достаток. В аяте сказано:
«Если они бедны, то Аллах обогатит их из Своей милости. Аллах – Объемлющий, Знающий» (Нур, 24/32).
Благодаря семейной жизни, приумножается количество сторонников таухида. В хадисе говорится: «Человек, присутствовавший на церемонии никаха мусульманина, на пути Аллаха равен тому, кто соблюдал пост в течение дня. И к тому же этот день будет засчитан, как семьсот дней» (Абд б. Хумайд «Муснад», хадис № 853).
Наш Пророк (с.а.с.) также говорил: «Самая лучшая работа – способствовать женитьбе двух человек» (Ибн Маджа, Китабу᾿н-Никах, 1975; Дайлями «Фирдаус», 1/355).
В аяте сказано:
«Сочетайте браком тех из вас, кто холост» (Нур, 24/32)
Говоря о пророках, Аллах Всевышний сказал:
«Мы посылали до тебя посланников и даровали им супруг и потомство» (Ра᾿д, 13/38.)
Наш Пророк (с.а.с.) говорил: «Никах – из моей сунны. Кто не действует согласно моей сунне, тот не один из нас» (Ибн Маджа «Сунан», хадис № 1846; Албани «Сахих аль-Джами», 6/39; Аджлуни «Кашфу᾿ль Хафа», 2/324, хадис № 2833).
В книге «Кифая» приводится следующее: «По мнению некоторых алимов, женитьба является фардом-айн. Согласно же некоторым ученым, это такой же фарз-кифая, как и борьба за веру. До этого места мы разъясняли отрицательные и положительные стороны семейной жизни. Следует хорошо понимать, что будет неправильным сказать о ком-то, что ему обязательно нужно жениться, или же наоборот, что ему лучше оставаться холостым. Человеку с хорошим материальным состоянием нужно жениться, чтобы предохраниться от харамов.
Это актуально! Читайте: Наставление пятницы: не ведите себя так, будто не нуждаетесь в Аллахе
Человеку, который не может найти возможность жениться и который способен предохранить себя от запретного, лучше остаться холостым. Человек же, склоняющийся и в одну и в другую сторону, должен всё хорошенько взвесить и обдумать. Если женитьба может привести его к беде, пусть предпочтет оставаться холостым.
В противном же случае, ему следует предпочесть женитьбу. Тот, у кого есть средства для женитьбы, кто нуждается в супруге, благодаря которой он сможет еще больше поклоняться Аллаху и сумеет строже держать в узде свой нафс, пусть немедленно обзаведется семьей. Для таких людей нет никаких препятствий для женитьбы. Как раз напротив, есть много пользы и много достоинств».
Имам Газали (р.а.) и другие имамы говорили по этому поводу так: у семейной жизни имеются свои достоинства, сунны и ваджибы, а у семейного человека есть права и обязанности.
Семейный человек не должен бояться тратить деньги, ибо Аллах воздаст ему за это. Люди, собирающиеся жениться, должны избавиться от страха попасть в трудное положение. Если женатый человек имеет намерение жить целомудренно, сторониться харамов, он сможет всю жизнь сохранить свою честь и достоинство, ни в коем случае не столкнется с бедностью и нуждой.
Наш Пророк (с.а.с.) говорил: «Кто не женится из боязни обеднеть, тот не один из нас» («Канзу᾿ль Уммал», 44460). Когда женишься, надо выбирать верующую жену.
Праведная жена станет для своего супруга источником счастья в этом мире. Даже если у человека мало мужской силы, он всё равно должен жениться. Он тоже нуждается в ком-то, кто будет готовить ему кушать, стирать белье, убираться в доме, стелить постель, мыть посуду и т.д. Несомненно, для этого нужна праведная жена.
Кто не женится на такой женщине, тот будет вынужден сам заниматься всеми этими делами, и у него не останется времени приобретать знания, заниматься делами ахирата. А это означает, что праведная жена является помощницей для своего мужа и в мирских делах, и в делах веры.
Ибо если не будет жены, то его сердце и разум будут постоянно заняты этими делами. Вот поэтому Абу Сулейман Дарани (р.а.) говорил, что праведную жену нельзя считать нужной только для мирской жизни, ведь она помогает тебе в работе ради ахирата.
Суфьян б. Уайна (р.а.) говорил, что женитьбу на нескольких женщинах нельзя считать мирской прихотью, поскольку хазрати Али (р.а.), несмотря на то, что был самым богобоязненным среди сахабов, имел четырех жен и девятнадцать наложниц.
Шейх (р.а.) в своем тафсире пишет: «У людей, обладающих сильной богобоязненностью, также бывает сильное вожделение».
Абубакир аль-Варрак (р.а.) говорит: «Кроме халяльной близости, остальные вожделения очерняют сердце. Дозволенные же половые отношения делают сердце блистательным. Нам было велено воздерживаться от других вожделений, кроме дозволенной близости».
По этой причине пророки женились многократно. Благодаря этому, у них было много-много детей. В предании говорится, что у пророка Давуда (а.с.) было сто жен и ещё триста наложниц, а у пророка Сулеймана (а.с.) было триста жен и семьсот наложниц. У нашего пророка досточтимого Мухаммада (с.а.с.) было девять жен, и обладал он мужской силой сорока мужчин («Мишкату᾿ль Анвар»).
Выбирая себе будущую жену, мужчина должен обращать внимание на знатность ее рода и искать в ней способность к сильной вере. Глубоко верующая жена будет покорна своему мужу и будет его слушаться. Она будет терпеливой и будет довольствоваться малым. Она спокойно воспримет всё, что есть и чего нет в доме. Она станет в точности исполнять установления ислама, как это делала жена Хатема аль-Асама (р.а.).
В один из дней Хатем аль-Асам (р.а.) спросил у своей жены:
– Жена моя! Я отправляюсь в дальний путь. Сколько тебе понадобится денег в моё отсутствие?
– Сколько я проживу, столько и понадобится, – ответила жена.
– Но ты не можешь знать, сколько проживешь.
– Коли так, то оставь это дело тому, кто знает, – сказала жена.
Когда Хатем аль-Асам (р.а.) покинул свой дом, все женщины из округи собрались в их доме. Они сочувствовали его жене, оставшейся без денег. Одна из них сказала:
– Как же это так получилось, что муж оставил тебя совсем без денег?
– Он кормил тем, что ему было дано. Ведь дающий пропитание – это не мой муж («Равдату᾿н Насихин»).
Мы упоминали о том, что желательно жениться на женщине из знатного рода. От благородной женщины родится благородный ребенок. Иначе говоря, в благородстве он будет похож на свою мать.
Наш Пророк (с.а.с.) сказал: «Покорность верующей женщины своему мужу равна поступкам семидесяти правдивых мужчин. Непослушность же непокорной жены равна непокорству тысячи порочных мужчин» (Дайлями «Фирдаус», 2/11; Абу Нуайм «Хилия», 6/101).