Представим себе человека, у которого его друг попросил денег в долг. Душа этого человека не хочет давать денег в долг, но и отказать другу он стесняется. Он знает, что если бы его друг прислал к нему кого-то другого вместо себя, то он без малейшего стеснения отказал бы этому человеку, и это избавило бы его от того, чтобы давать деньги в долг ради показухи. В данной ситуации этот человек может сделать следующее:
Либо он встретится лицом к лицу со своим другом и совершенно открыто откажет ему в займе, но в этом случае он может прослыть бессовестным. Или же он может начать врать и изворачиваться, сетуя на то, что у него якобы нет денег в настоящий момент. Но в этом случае он совершит грех и злодеяние. Однако если он будет вынужден сказать такие слова, то это будет считаться мубахом.
Или же он может дать деньги в долг из-за чувства стыда, или ради показухи, говоря себе: «Дай ему денег в долг, чтобы люди хвалили тебя, считали тебя щедрым и не обвиняли в жадности».
Или же он может дать своему другу деньги в долг совершенно искренне, рассуждая следующим образом: «За садака предусмотрено одно вознаграждение, а за средства, данные в долг вознаграждение будет в восемнадцать раз больше. Несомненно, это благое дело, за которое предусмотрен большой сяваб. Благодаря этому, сердце моего товарища наполнится радостью».
Иногда человек может оказать в положении между рийа, ихлясом и стыдливостью, или между двумя из них. К такого же рода действиям относится и отказ человека от совершения греха в такой момент. Иногда человек делает это ради Аллаха Всевышнего. Признаком этого является то, что человек отказывается от совершения греха, находясь в полном одиночестве, где посторонние не видят его.
Иногда человек отказывается от совершения греха из-за стыда перед другими людьми. Иногда человек отказывается от совершения греха из-за боязни стать плохим примером для других, и опасений, что совершение подобного греха может распространиться. Или же человек может отказаться от совершения греха из страха потерять авторитет среди людей, говоря себе: «Если я сделаю это, то упаду в их глазах и к моему слову никто не станет прислушиваться, и я буду лишен вознаграждения за исправление дел между ними».
Признаки высокомерия: тестируем сами себя
Иногда человек может отказаться от совершения греха из-за того, чтобы люди не стали ругать его, и тем самым не впали бы сами в грех злословия и сквернословия. Признаком этого является то, что человеку не по душе, когда другие люди плохо отзываются о нем. Или, когда совесть человека испытывает страдания от этого.
В этой ситуации можно говорить о том, что этому человеку присуще осознание и признание собственных недостатков. Если сердце человека испытывает страдание от порицания со стороны других людей, то это не является харамом. Однако если это подталкивает человека к совершению чего-то запретного, то в этом случае это будет считаться харамом.
Да, совершенством правдивости является то состояние, когда у человека исчезают мысли и волнения по поводу того, какими глазами на него будут смотреть другие люди.
Такой человек знает, что все рабы бессильны, а пользу или вред может принести только Аллах Всевышний. И поэтому для такого человека совершенно равны и те, кто хвалит его, и те, кто ругает его. Однако обладателей такой степени правдивости поистине, очень мало.
Иногда человек может отказаться от совершения греха ради того, чтобы его сердце не было занято мыслями о порицании со стороны других людей, и чтобы не отказаться от совершения некоторых поклонений. Так как некоторые люди даже если и совершат какой-то грех, то все равно ни за что не откажутся от совершения некоторых нафиль-поклонений.
Иногда человек отказывается от совершения греха ради того, чтобы избежать многократного увеличения тяжких последствий содеянного, в том случае если этот грех станет явным. В хадисе, переданном от Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:
«Вся моя община прощена, за исключением тех, кто совершает грехи в открытую» (Бухари, Адаб, 60).
Так же иногда человек отказывается от совершения греха из страха выставить напоказ то, что скрыл Аллах Всевышний, чтобы затем это не стало раскрытым в судный день. Передается, что Абу Хурайра говорил:
«Те грехи раба, которые Аллах скрыл в мирской жизни, Он непременно скроет и в ахирате» (Муслим, Бирр, 21).
Иногда человек отказывается от совершения грехов, чтобы в глазах других людей казаться богобоязненным, тогда как на самом деле он таковым не является. Это очень скверная форма рийа. Все, что описывалось до этого, является разрешенным и не считается рийа.
Одной из вещей, находящихся на грани рийа и стыдливости, является, например, то, что человек привыкший ходить быстрым шагом и громко смеяться, увидев кого-то из важных людей, начинает передвигаться степенно и перестает громко смеяться.
В большинстве случаев в этих ситуациях присутствует рийа. Так как во многих случаях рийа возникает по причине совершенного греха или ошибки. Однако стыдливость по отношению к людям. В этих ситуациях, считается похвальной.
"Стыдитесь Аллаха должным образом". Что это значит?
Стеснение в выполнении некоторых сунн, мандубов и ваджибов, таких, как чтение проповедей, побуждение к одобряемому и удержание от порицаемого, чтение азана и выполнение обязанностей имама, не одобряется и считается неуместным.
Стеснительность в выполнении подобных обязанностей, указывает на слабость и нерадивость человека. Человек же, который лишен слабости и нерадивости предпочтет стесняться Аллаха, а не людей.
Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»
Фото: elements.envato.com