Каждый живёт, как может. Идёт по жизни, как умеет. При этом понимает, что не идеален... Понимать - понимает, но начинает кипятиться, если слышит в свой адрес замечание. Интересно, почему?
Человеческий нафс (эго) - большой любитель комфорта. Он не хочет никакого беспокойства, в том числе, замечаний. Ведь они без всякой подготовки, внезапно лишают нафс покоя, т.е. довольства собой.
Сегодня нередки призывы игнорировать замечания и советы, особенно от посторонних. Их называют «критикой без запроса» и расценивают как однозначно бесполезные. Дескать, я не просил меня поправлять, но раз уж так произошло, то я имею полное право пропустить это мимо ушей.
Да, человек волен сам решать, как поступить с замечанием. Его выбор может диктоваться мирскими (нафсовыми) порывами: нравится - не нравится, хочу - не хочу. А может - стремлением глубже понимать происходящее как проявление Воли Аллаха. И, следовательно, извлекать пользу даже из неудобств. Ведь нередко именно через то, чему противится нафс, Мудрейший Аллах ведёт нас к победе.
Несмотря на внешние изменения, человек, по своей сути, не меняется. Вот и непрошеные советы всегда были частью общения людей. Но интересно, как на них реагировали великие умы ислама?
Наставление имаму
Известен поучительный случай из жизни имама Ахмада ибн Ханбаль (рахимуЛлах) (780-855 г.г.). Он был одним из крупнейших алимов Уммы, учеником имама Шафии (рахимулЛлах) основателем мазхаба (исламской правовой школы), обладателем духовной чистоты и стойкого Имана.
Как-то его сын Абдуллах заметил, что имам Ахмад всегда читает дуа о человеке по имени Абу аль-Хайсам. Абдуллах поинтересовался, кто это, и почему отец постоянен в молитве о нём?
Причиной оказался случай, произошедший с имамом Ахмадом, когда сектанты-му’тазилиты заключили его в тюрьму. Дело заключалось в отказе имама Ахмада признать их заблуждения о том, что Коран сотворён (в то время, как Коран - Речь Аллаха, не имеющая ни начала, ни конца).
Имам принципиально и стойко отказывался принять сторону сектантов. Он понимал всю меру ответственности за такой шаг. За ним, авторитетным богословом, могли последовать люди, и взгляды му’тазилитов стали бы распространяться среди мусульман, делая заблудшими всё новые и новые поколения.
Имам Ахмад упорно противостоял ошибочным воззрениям. Но, поскольку му’тазилиты завладели умами некоторых халифов того времени, власти взяли его под арест. Однако сектанты не остановились на этом и решили подвергнуть алима пыткам, чтобы силой добиться от него принятие их позиций.
Имам Ахмад был в то время уже в преклонном возрасте, на момент ареста ему исполнилось 67 лет. Он признавался: «Я не боюсь смерти, пусть мне отрубят голову. Но я старый человек и волнуюсь, что, когда меня будут истязать кнутом, я могу не выдержать».
И вот, когда он ожидал пыток, то был в состоянии серьёзного переживания. А рядом оказался Абу аль-Хайсам, который обратился к алиму с такими словами: «О, имам, я совершал преступления, крал, грешил, старался ради проклятого шайтана. Халиф приговорил меня к нескольким тысячам ударов кнутом. Но я выдержал. Так выдержи и ты эти кнуты ради религии Аллаха, ради Истины!» Имам рассказал дальше: «АльхамдулиЛлях, после этого в моём сердце более не осталось сомнений».
Во время пыток учёному стало плохо, он потерял сознание, и его оставили в покое. В итоге он так и не признал заблуждений и не стал причиной для сбивания с прямого пути других мусульман.
А тот человек, Абу аль-Хайсам, был удостоен большой чести. Все последующие годы в благодарность за его нежданное наставление о нём постоянно читал дуа сам имам Ахмад ибн Ханбаль (рахимуЛлах).
Гузель Ибрагимова