Фото: nikaniki/ shutterstock.com
С началом месяца Зуль-хиджа, который в этом году пришелся на вечер 27 мая, мусульмане всего мира готовятся к двум важнейшим событиям в исламском календаре: хаджу и празднику Курбан-байрам. В центре этих обрядов стоит фигура пророка Ибрахима (а.с.), чья непревзойденная вера и покорность Аллаху служат примером для всех верующих.
Его жизнь, полная испытаний, легла в основу ритуалов хаджа и жертвоприношения, которые ежегодно объединяют миллионы мусульман. Эта статья раскрывает значение действий пророка Ибрахима (а.с.), их связь с хаджем и курбаном, а также уроки, которые они несут для современной уммы.
Пророк Ибрахим (а.с.), известный как «Халилуллах» (друг Аллаха), занимает особое место в исламе как величайший пророк и предок пророка Мухаммада ﷺ. Благородный Коран называет его «предводителем [для людей в благих делах]» (Ан-Нахль, 120), за его непревзойденную преданность и стойкость. Его жизнь была полна испытаний, каждое из которых проверяло его веру:
• Противостояние идолопоклонству: Ибрахим (а.с.) отверг язычество своего народа, за что был брошен в огонь, но Всевышний спас его (Аль-Анбия, 68–70).
• Строительство Каабы: вместе с сыном Исмаилом (а.с.) он возвел Каабу, первый дом поклонения Единому Богу (Аль-Бакара, 127).
• Жертвоприношение сына: самое известное испытание — повеление Аллаха принести в жертву своего сына Исмаила (а.с.), что стало символом абсолютной покорности.
Эти события подчеркивают веру Ибрахима (а.с.), его готовность жертвовать ради Аллаха и его роль как лидера для будущих поколений. В Священном Коране сказано:
«И чья вера может быть лучше веры того, кто подчинился Аллаху, творя добро, и последовал религии Ибрахима, ханифа [который придерживался истинного единобожия]? А ведь Аллах избрал Ибрахима Своим другом [любимым и приближенным рабом]» (Ан-Ниса, 125).
Фото: Andrew V Marcus/ shutterstock.com
Хадж, один из пяти столпов ислама, является прямым отражением жизни Ибрахима (а.с.) и его семьи. Этот ежегодный паломнический обряд, совершаемый в Мекке, воспроизводит ключевые моменты их истории, укрепляя духовную связь мусульман с их наследием.
Ибрахим (а.с.) и Исмаил (а.с.) построили Каабу по велению Всевышнего:
«Вот Мы показали Ибрахиму место Дома [Каабы и сказали ему]: «Не обожествляй ничего наряду со Мной и очищай Мой Дом [Каабу] [от идолов] для тех, кто совершает таваф, [полноценно] выполняет намазы, кланяется в поясном и земном поклоне. И объяви людям о хадже. Пусть они придут к тебе пешком и на худых верблюдах из самых отдаленных мест [земли]» (Аль-Хадж, 26-27).
Кааба стала центром поклонения, вокруг которого мусульмане совершают таваф (обход), символизирующий единство в поклонении Аллаху.
Ритуал са‘й — бег между холмами Сафа и Марва — воспроизводит отчаянный поиск воды Хаджар, женой Ибрахима (а.с.), для их сына Исмаила (а.с.). Когда она бегала между холмами, Аллах даровал им источник Замзам, который до сих пор питает паломников. Этот ритуал напоминает о стойкости и уповании на Аллаха в трудные времена.
День Арафата, 9-й день месяца Зуль-хиджа, – кульминация хаджа, когда паломники собираются на равнине Арафат для молитв и покаяния. Хотя прямой связи с конкретным событием из жизни Ибрахима (а.с.) нет, его дух веры и мольбы пронизывает этот день, напоминая о его постоянной преданности Аллаху.
Ритуал бросания камней в столбы в Мине символизирует отвержение Ибрахимом (а.с.) искушений шайтана, который трижды пытался отговорить его от выполнения повеления Аллаха принести в жертву сына. Этот акт учит мусульман противостоять соблазнам и оставаться верными божественным заповедям.
Эти ритуалы, связанные с историей жизни Ибрахима (а.с.), делают хадж не просто физическим путешествием, а духовным возвращением к истокам веры.
Фото: EditheVideo/ shutterstock.com
Курбан-байрам, отмечаемый 10-й день месяцаЗуль-хиджа (в этом году он приходится на 6 июня), напрямую связан с величайшим испытанием Ибрахима (а.с.) — готовностью принести в жертву своего сына Исмаила. Священный Коран описывает этот момент так:
«Когда [Исмаил] достиг возраста, когда смог помогать [отцу], [Ибрахим] сказал: «Сын мой! Я вижу во сне, как я приношу тебя в жертву. Что ты думаешь [об этом]?» [Исмаил] ответил: «Отец! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдешь меня среди терпеливых» (Ас-Саффат, 102).
Когда Ибрахим (а.с.) и Исмаил (а.с.) выразили полную покорность, Всевышний заменил Исмаила бараном:
«Мы выкупили его великой жертвой [Мы заменили его сына неописуемо прекрасным райским барашком]» (Ас-Саффат, 107).
Этот эпизод стал основой для ритуала курбана, когда мусульмане приносят в жертву животное (овцу, козу, корову или верблюда) и делят мясо на три части: для семьи, для друзей и соседей и для нуждающихся. Курбан учит жертвенности, щедрости и заботе о бедных, отражая дух милосердия Ибрахима (а.с.).
Наследие пророка Ибрахима (а.с.) пронизывает исламские обряды хаджа и жертвоприношения, напоминая мусульманам о силе веры, покорности и милосердия. Его строительство Каабы вместе с Исмаилом (а.с.) заложило основу для хаджа, а готовность пожертвовать сыном стала символом Курбан-байрама.
Эти практики не только связывают мусульман с их духовными корнями, но и вдохновляют на праведную жизнь. Пусть история Ибрахима (а.с.) станет для нас примером, ведущим к укреплению веры и единству уммы.
Всё, что нужно знать мусульманину про жертвоприношение (курбан)
Мухсин Нурулла