Надо отдавать должное всем фарзам намаза, в полной мере исполнять его ваджибы и сунны. В хадисе, переданном от Му‘аза ибн Джабаля радыяллаху ‘анху, сказано:
«Намаз – это весы. Кто исполнит намаз в полной мере, тот получит за это также в полной мере. Кто же исполняет намаз не в полной мере, тот пусть не забывает аят
«Горе обвешивающим» (Аль-Мутаффифин, 1).
Ибрахим ан-Нахаи рахимахуллахи говорит: «Когда увидите того, кто невнимателен к поясным и земным поклонам в намазе, пожалейте его жену и детей, ибо они испытают нехватку средств к существованию».
Кто произнес такбир ифтитах, тот должен стоять прямо. Произнесение этого такбира, стоя на ногах, является фарзом. Если опоздавший на намаз успел к поясному поклону, он должен быстренько произнести этот такбир. Если он произнесет этот такбир в положении, близком к поясному поклону, то его намаз будет нарушен. Если же он произнесет этот такбир в положении, близком к кыяму, то его намаз будет действительным.
При произнесении такбир ифтитах сердце должно быть готово к поминанию Аллаха. Надо восхвалять Всевышнего и думать о Его величии. Среди ученых были разногласия по поводу того, в какое время лучше всего произнести такбир ифтитах.
Группа ученых говорила, что лучше всего это делать, когда человек стоит в ряду, в момент произнесения такбира имамом.
Часть из них утверждали, что лучшее для этого время – это сразу после произнесения такбира има рые ученые считали, что успевший к первому рака‘ату получит этот саваб, если он присоединился к имаму, пока тот не закончил дуа «Субханака».
Все свои действия исполнит с полной отдачей, с искренностью, ради довольства Аллаха, покается за свои прошлые грехи. Для исполнения обязательных ‘ибадатов, освободит сердце от мирских забот. Совершит намаз со смирением, словно это последний намаз в его жизни, сердцем и душой предастся Аллаху.
Джунайд аль-Багдади рахимахуллахи говорит: «Смирение (хушу‘) – это униженное, приниженное состояние души перед ведающим о сокровенном Аллахом».
Его признаки отражаются в положении частей тела молящегося человека. Приступающий к намазу человек должен в полном смысле предать себя Аллаху. Молящиеся не должны оборачиваться налево-направо.
Наш Пророк ﷺ сказал: «Хушу‘ – это когда не знаешь, что творится справа и слева, и смотришь только на место саджда».
Как совершается намаз испрашивания дождя?
Читающий намаз должен читать так, словно он видит Аллаха. При этом он должен понимать, что и Аллах наблюдает за всеми его состояниями и движениями. Такое чтение прибавит намазу смирения и почитания.
Нужно отзываться сердцем на прочтенные в намазе аяты и дуа. Однажды наш Пророк ﷺ провел намаз. Он совершил завершающее приветствие и вышел из намаза. После этого он спросил у находившихся рядом с ним сахабов:
– Знаете ли вы, что я прочел в намазе?
Находившиеся там не смогли дать ответ. И только Убайй ибн Ка‘б радыяллаху ‘анху сказал:
– О Посланник Аллаха! Вы прочитали такую-то суру. Это очень понравилось нашему Пророку ﷺ, и он поздравил Убаййа ибн Ка‘ба радыяллаху ‘анху. Другим же он посоветовал быть более внимательными в этом вопросе.
Повествуется, что Всевышний повелел пророку Мусе ‘алейхиссалям:
– О Муса! Когда поминаешь Меня, ощущай себя так, будто все твои органы отделены друг от друга. Поминай Меня в состоянии полного смирения и убежденности. Когда поминаешь Меня, говори сердцем. Стой перед Моим взором так, будто ты угнетенный раб. С трепещущим сердцем и правдивым языком обращайся ко Мне с мольбой». Во время совершения намаза нельзя двигать руками и теребить пальцами.
Наш Пророк ﷺ однажды увидел, как кто-то во время намаза играл со своей бородой, и сказал о нем:
«Если бы у этого человека в сердце было смирение, то и части его тела находились бы в смиренном состоянии».
Надо избегать раскачивания налево-направо подобно иудеям. В намазе качнуться один раз налево и направо является макрухом.
Не упусти момент! Время, когда ангелы много молятся за верующего
В дошедшем от Абу Бакра радыяллаху ‘анху хадисе Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда совершаете намаз, пусть части вашего тела остаются в покое. Не раскачивайтесь направо-налево как иудеи».
Молящийся должен соблюдать смирение, степенность и спокойствие. Совершающему намаз следует в наилучшем виде восхвалять Аллаха, а это зависит от душевного состояния. Ему нужно осознавать величие и могущество Аллаха. Не осознающие этого не смогут восхвалять Аллаха должным образом.
Человек должен считать себя презренным и ничтожным и постоянно быть готовым исполнять повеления Аллаха. Вот это и называют смирением (хушу‘) и возвеличиванием (та‘зим).
Кто не осознает могущество Аллаха и свое бессилие, тот не может войти в духовное состояние полного смирения и покорности.
Имам аль-Газали рахимахуллахи говорит: «Благодаря имеющейся в человеческом сердце абсолютной уверенности (йакын), в этом сердце проявляется смирение (хушу‘). Есть молящиеся таким образом, что забывают обо всем, кроме намаза. До конца молитвы они находятся в состоянии полного смирения и покорности. Они даже не замечают, что намаз уже закончился».
«Ширатуль ислам. Ахляк и адабы ислама»