Гостеприимство в Исламе построено на определённом адабе — этике. Оно имеет высокую духовную ценность, а этика помогает людям в упорядочении взаимоотношений, придавая благородство этому делу. Так, в разных мусульманских народах сложились определённые традиции для приёма гостей, основанные на хадисах и преданиях. У каждого народа существуют даже свои специальные блюда, которые принято предлагать прибывшему гостю.
Справедливо будет подчеркнуть, что гость ценится не только у мусульман, так как гостеприимство берёт своё начало в религии Аллаха Субханаху ва Та’аля. Ведь трепетный приём гостей являлся сунной всех пророков! На это указывают, например, многочисленные пословицы, гласящие: «Гость – посланник Бога» (из грузинской пословицы).
В шутливой же казачьей застольной песне-частушке «Ала-верды» так выражено почитание гостя: «Нам каждый гость дается Богом, какой бы ни был он среды, хотя бы в рубашке убогой – ала-верды, ала-верды». Выражение «Ала верды» происходит от арабского «Аllah» - «Бог» и турецкого глагола «ver» - «давать» (форма прошедшего времени - «verdi»). Таким образом, «ала-верды» буквально переводится как «Бог дал». А в энциклопедии гостеприимство определено как социальный феномен, предполагающий предоставление чужаку («гостю») защиты и заботы!
Вполне логично предоставление защиты и заботы тому, кого доверил нам сам Всевышний, послав в наш дом. Пророк ﷺ велел: «Тот, кто верит в Аллаха и в Последний день, пусть угощает своего гостя» и предостерегал: «Пусть не ждёт добра тот, кто не оказывает гостям должного приёма» (Бухари, адаб, 6018; Муснад).
Следуем Сунне: как мусульманин должен принимать своих гостей? >>
В Исламе гостеприимство зиждется на таких основах как, щедрость, радушие, уважение. Однако, в любой жизненной ситуации верующий избегает греха. Поэтому, даже в таком благом деле он не допускает расточительства (исраф) и влезания в непосильные долги — если он хозяин дома и доставления любых неудобств — если он гость. Каждой стороне необходимо придерживаться этичного поведения, указанного религией, чтобы гостеприимство было в радость, а не в тягость.
Оказанию почестей гостю учит сам Всевышний:
«Аллах сказал Ибрахиму (алейхи салям) в откровении: «Угощай своих гостей!» после этого Ибрахим стал жарить барашка для каждого приходящего к нему в гости. Аллах повторно сказал: «Угощай своих гостей!» после этого Ибрахим (алейхи салям) стал резать теленка для каждого приходящего к нему в гости. Всевышний повторно сказал: «Угощай своих гостей!» после этого Ибрахим (алейхи салям) для каждого приходящего к нему в гости стал резать верблюда. Когда Господь снова сказал: «Угощай своих гостей!», Ибрахим был поражён и стал сам лично прислуживать гостям. Вслед за этим Он сказал Ибрахиму (алейхи салям) в откровении: «Вот теперь ты угостил гостей!» (Рухуль-Баян 9/161).
Из этого следует, что суть гостеприимства не в предложении дорогих, изысканных яств, а в отношении к гостю. И, действительно, может ли человек предложить другому больше, чем самого себя — быть в его услужении? Это является Сунной посланник Аллаха ﷺ, который, будучи пророком, сам прислуживал своим гостям.
От Абу Хурайры передается и такая история: «Однажды (это были трудные для мусульман времена) один человек пришёл к Пророку ﷺ и сказал: «Я изнурен от голода». Тогда Пророк обратился к своим жёнам, спросив о том, есть ли что-то, чем можно накормить этого человека. Но они сказали, что в доме есть только вода. Тогда посланник Аллаха ﷺ объявил: «Кто примет этого человека в качестве гостя, над тем смилуется Аллах». И один человек из ансаров, имя которого Абу Тальха поспешил принять его.
Он отправился с ним домой и велел жене: «Прояви щедрость к гостю посланника Аллаха ﷺ и ничего не прячь из еды». Она ответила: «Клянусь Аллахом, у нас есть только еда, приготовленная для детей». Абу Тальха велел ей: «Приготовь эту еду и уложи спать детей». Его супруга приготовила пищу, уложила детей, а затем встала так, будто исправляет свечу и потушила её, чтобы гость не увидел недостаточность еды на всех, поел досыта, не смущаясь того, что хозяева дома остались голодны. Абу Тальха с супругой в темноте делали вид, что тоже кушают вместе с гостем.
Когда наступило утро Пророк ﷺ сказал Абу Тальхе: «Всевышний Аллах остался доволен вашим поступком в отношение гостя, которого вы приняли этой ночью. И Он ниспослал аят: «И они дают предпочтение кому-то над собой, даже если сами в чем-то нуждаются. И те, кто оберегает себя от жадности своей души, являются преуспевшими» (Сура «аль-Хашр», аят 9).
Это лишь малая часть примеров того, каким должно быть гостеприимство верующих. Все они говорят о важности его перед Всевышним Газза ва Джаль. Гостеприимство может иметь разные формы у разных народов в зависимости от их культуры и обычаев. Однако, самым главным является не игнорирование гостя, посланного Богом и по возможности потчевать его наилучшим, что есть в доме, проявляя радушие.
9 примеров удивительного гостеприимства Пророка Мухаммада (ﷺ) >>
Айна Замаева