Откуда в людях берётся зависть?
Зависть – разрушительное чувство. Её порождает неоправданное желание человека, чтобы другой, кто обладает каким-то благом, непременно его лишился. Зависть – причина многих грехов: разжигания ссор, обмана, клеветы, а бывает - и более тяжких (как, например, убийство одним сыном Адама, Мир ему, своего же брата).
Зависть – сущее мучение для завистника. Из-за неё он теряет спокойствие души и радость общения, не может полноценно работать, отдыхать, жить…
Кто-то скажет: «Это его проблема: он завидует, он и страдает. Я буду жить, как живу, пусть хоть лопнет от своей зависти».
Действительно, каждый, в том числе и завистник, сам должен разбираться со своими внутренними проблемами. Такими как неблагодарность Аллаху, неприятие своей Судьбы, нерадивость в Ибаде (поклонении) и пр. Это – основные причины, делающие человека несчастным, в том числе и завистливым.
Однако, можно ли на этом успокоиться? Ведь на зависть можно смотреть по-разному. Да, её можно считать результатом душевного нездоровья завистника. И бороться с этим должен только он сам. Однако, зависть может быть и следствием взаимоотношений людей. Тогда от неё непросто отгородиться.
Чужая душа – потёмки. И мы не знаем механизмов, вызывающих в ком-то зависть по отношению к нам. Но бывает, что своим непродуманным общением мы сами её провоцируем.
Например, гордимся пятёрками сына перед соседом, у которого ребёнок – законченный двоечник; хвастаемся вещью, отремонтированной мужем, перед знакомой, у которой мужа нет. А про яркие фотографии и восторженные посты в соц.сетях вообще разговор отдельный. Скажу только, что мы и не подозреваем, кто в интернете пополняет нам ряды завистников.
Можно ли защититься?
Чтобы чужая зависть не переливалась через край и не толкала бы завистника к зловредным поступкам против нас (сплетням, наговорам, конфликтам и пр.), имеет смысл:
1) Проявлять скромность.
«Скромность – это добро», - сказано в одном из хадисов Пророка Мухаммада, Мир ему (приводит имам Муслим). Скромность и сдержанность наполняют наши поступки и слова пониманием того, зачем мы что-либо делаем или говорим. При этом, из нашего поведения уходит наигранность и позёрство, которые зачастую и становятся поводами для чьей-то зависти. Если наша жизнь не будет выглядеть, как светящаяся афиша, то завистник легче пропустит её мимо своего разрушительного внимания.
Скромность бывает врожденной и приобретённой. Выработать её в себе не так трудно. Достаточно осознать и принять, что все наши победы и достижения были бы абсолютно невозможны, без Воли на то Аллаха и Его Помощи. Постоянно напоминая об этом своему нафсу (эго), можно отучить его от бахвальства, горделивости, желания раздувать и выпячивать наши успехи.
Привычка быть скромным может стать очень полезной. Она укрепит в душе благодарность Аллаху, продвинет по пути самовоспитания, и, наконец, остудит интерес к нам завистников.
2) Не разглашать планов.
Совет сохранять в тайне планы мы находим в следующем хадисе Пророка Мухаммада, Мир ему: «Для успешного завершения дела, скрывайте это дело, ибо, поистине, у каждого обладателя блага есть свой завистник» (приводит имам ат-Табарани).
Если требуется какая-либо помощь в задуманном деле, то полезно обратиться к людям добропорядочным, живущим по Исламу, благоразумным. А широко оповещать о своих планах кого попало сродни тому, чтобы зазывать в дом первых встречных.
3) Читать защитные суры и аяты Корана.
Обращение к Священной Книге всегда полезно и благотворно. В том числе, и в вопросах защиты – от противников, от шайтана, от себя…
Что касается зависти, как одной из форм внешнего зла, то здесь рекомендуется периодически читать последние суры Корана. Так, в суре «Аль-Фаляк» содержится аят с конкретной просьбой к Аллаху защитить «…от зла завистника, когда он завидует» (сура «Аль-Фаляк», 113:5).
Также полезно частое повторение аята «Аль-Курсий», салаватов Пророку Мухаммаду, Мир ему, зикров (поминаний Аллаха и Его Сыфатов) и пр.
4) Каяться.
Как известно от Пророка, Мир ему, «и колючка не уколет мусульманина без того, чтобы не очистить его» от греха или ошибки. Чужая зависть в наш адрес бывает вреднее колючки. Если понимать, что она послана Аллахом не просто так, а для очищения, то становится понятной необходимость нашего покаяния.
Покаяние вообще должно стать нашим ежедневным делом, ибо оно спасительно: «Все вы, раскаявшись, возвращайтесь к Аллаху. Вы получите счастье на этом и том свете» (сура «Нур», 24:31, смысл).
5) Молиться за завистника.
Пророк Мухаммад, Мир ему, объяснял: «Дуа за человека, сделанное втайне от него, будет принято. За каждым сделанным дуа, ангел будет повторять: «Аминь! Пусть Аллах и тебе даст то же самое».
В жизни, как правило, к нам возвращается то, что мы дарим миру - и добро, и зло. Выберем же добро, попросим у Аллаха для завистника освобождения от шайтанских ловушек, умения благодарить Аллаха, крепкой Веры, искреннего поклонения, мира в душе…
Аминь, пусть Аллах даст того же и нам!
Гузель Ибрагимова