Фото: ercan senkaya/ shutterstock.com
Питание по сунне: о восхвалении Всевышнего до и после еды
Сунну Посланника Аллаха ﷺ можно назвать своеобразным этикетом для мусульман. К примеру, по сунне, находясь в гостях или же сидя за общим столом, не желательно смотреть на кого-либо или на его еду. Это считается неприличным
Нужно есть, глядя в свою тарелку или смотря перед собой. Также можно смотреть на ту еду, которую вы берете. Брать необходимо только небольшие кусочки, которые вы можете спокойно прожевать
Нужно есть спокойно, не торопясь, как бы голодны вы не были. Не проглотив один кусок, не надо хвататься за второй.
Нельзя хватать еду большими кусками, будто не желая, чтобы она досталась и другим
Накладывать в тарелку необходимо столько вы съедите и доедать все нужно до конца. Как сказано в достоверном хадисе: «Человек не знает, в каких остатках пищи заложена Божья благодать». Поэтому не нужно накладывать себе в тарелку слишком много еды.
Во время принятия пищи нужно избегать любых действий, которые могут не понравиться другим или вызвать отвращение. Если захочется кашлянуть или чихнуть, нужно отвернуться от стола в другую сторону.
Вахши ибн Харб передаёт от своего отца рассказ своего деда о том, что сподвижники Пророка ﷺ сказали ему: «О Посланник Аллаха! Поистине, мы едим, но не насыщаемся!»
Он сказал: «Наверное, вы едите поодиночке».
Они ответили: «Да, так и есть».
Он сказал: «Собирайтесь, ешьте вместе и поминайте имя Аллаха над вашей едой, и тогда она будет сделана благодатной для вас».
Фото: ImageFlow/ shutterstock.com
За общим столом первым к еде приступает самый старший по возрасту или же обладающий наибольшим авторитетом благодаря своим знаниям.
Хузайфа, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Когда нам доводилось есть вместе с Посланником Аллаха ﷺ мы никогда не протягивали руки к еде, пока не начинал есть Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего». Этого придерживались сахабы из уважения к величию Посланника Аллаха ﷺ. Данное правило соблюдается в мусульманских семьях на протяжении веков.
Есть и пить до того, как старшие в доме сядут и начнут есть, считается неприличным. Во время еды не принято молчать.
Напротив, во время еды надо рассказывать истории о праведниках. За общим столом нельзя говорить о неприятных, омерзительных, вызывающих отвращение вещах. Также не стоит говорить о болезнях, о смерти и об Аде.
Нет ничего плохого в том, если хозяин дома не сядет за стол вместе с гостями, а станет их обслуживать – это считается одним из адабов принятия гостей. Пока гость не перестанет есть, хозяин дома не должен вставать из-за стола, даже если уже больше не хочет есть.
Если он встанет, тогда гостю будет неудобно продолжать есть, и он тоже встанет. Когда Посланник Аллаха ﷺ ел вместе с другими, он вставал последним. Если еды мало, то хозяину следует немного подождать, пока гости не покушают, и приступать к еде в середине трапезы. Так поступали наш Пророк ﷺ и его сподвижники.
Секреты еды Пророка ﷺ: соль и уксус
Фото: Fevziie/ shutterstock.com
Если человеку не хочется есть, то ему следует найти какой-то повод, чтобы уйти из-за стола. Однако не стоит вставать из-за стола не закончив есть, для того чтобы сделать какое-то дело. Но же если выходит время намаза, или же есть вероятность того, что намаз с джама‘атом будет пропущен, то необходимо сначала прочитать намаз. А если времени ещё много, то сначала предпочтительнее поесть.
Потому как даже не сильно голодный человек, всё равно может начать отвлекаться на мысли о еде во время намаза. Передаётся от Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что Пророк ﷺ сказал: «Если одному из вас подали ужин, а потом было объявлено о начале молитвы, он не должен вставать с места, пока не поест».
Мусаддад сказал: «Если ‘Абдуллаху подавали ужин, то он не вставал, пока не заканчивал с едой, даже если слышал икамат и даже если слышал чтение имама». Важно также с кем вы садитесь за стол. Ибо следуя адабам необходимо садиться лишь с теми, кто обладает знаниями и благочестием.
Нельзя садиться за стол, где выпивают спиртное, даже если вы не собираетесь пить. Наш Пророк ﷺ говорил: «Человек, уверовавший в Аллаха и в Судный день, пусть не садится за стол с опьяняющими напитками».
В суре «Аль-Ан‘ам» 68 аяте сказано:
«А если шайтан заставит тебя забыть об этом [запрете], то не сиди с плохими людьми после того, как вспомнишь [о нем]».
Посланник Аллаха ﷺ ел, сидя на земле, расстелив скатерть. Во время еды он садился на левую ногу и выставлял правое колено. Было и такое, что иногда наш Пророк ﷺ во время еды садился на колени.
Однажды во время трапезы Пророк ﷺ произнес: «Я – раб Всевышнего Аллаха, ем как раб и сижу как раб».
Передаётся от Абу Джухайфы, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллахﷺ сказал: «Я не ем, опираясь на что-то».
Это высказывание означает, что Пророк ﷺ сознательно предпочитал простую жизнь и питание.
Диана Вагапова