Джаназа – это исламский похоронный обряд. Все действия, которые необходимо проделать в процессе джаназа, описаны в Сунне Мухаммада. Вся ответственность за исполнение джаназа возлагается на родных и близких умершего и является для них религиозным обязательством (фард). Если у умершего нет родных, то похоронный обряд проводят мусульмане, которым стало известно о смерти этого человека.
В разных мусульманских странах похоронный обряд имеет некоторые различия, которые связанны с их доисламскими обычаями, но существуют основные правила, которым следуют все мусульмане мира.
Когда мусульманин находится на смертном одре, другие мусульмане стараются быть с ним и помогают его семье. Такое поведение мусульман считается благоугодным. Больной перед смертью должен читать шахаду, а если он сам не в состоянии, тогда шахаду ему шепчут на ухо. Согласно шиитской традиции, умирающий человек обязан слушать или читать 36 суру Корана (Сура Йа Син). После смерти, ему закрывают глаза и рот, руки складывают по швам, а тело накрывают куском материи.
Мытьё умершего – это обязательное действие, с которым не следуют затягивать. Всё тело умершего мусульманина омывают как минимум один раз. Если тело омывается несколько раз, то процесс не должен превышать трёх раз – это уже излишнее. В процессе омовения принимает участие как минимум 4 человека. Человек, который совершает омовение – гассал, и он может выбираться из числа родственников умершего. Женщину моет только женщина, а мужчину – мужчина. Исключение, если в омовении участвует муж и жена. Помещение, в котором проводят омовение, окуривается благовониями, в процессе омовения используют мыло или другие чистящие средства.
Тело умершего кладут на жёсткое ложе (танашир) таким образом, чтобы его лицо было направлено к кибле. Срамные места покойника закрывают тряпкой и в процессе омовения смотреть на них запрещено (а они моются в первую очередь). Затем умершему моют голову, лицо, потом руки и ноги. После того как умыли голову, тело переворачивают на левый и бок и трижды омывают его правую сторону. После каждого омовение тело протирают, кроме половых органов. Первые два раза тело моют при помощи мыла, а в третий раз в воду добавляют камфару. После этого тело переворачивают на правый бок и повторяют процедуру.
Для того чтобы омыть покойнику спину, его приподнимают, так как класть умершего грудью вниз запрещено. После омовения спины, тело покойника моют полностью, обтирают полотенцем и смазывают благовониями лоб, ноздри, руки, ноги.
Не обмываются только трупы не мусульман, а также тела шахидов – мусульман, которые пали смертью мученика, сражаясь за веру. Таких мусульман хоронят в той одежде, в которой они приняли мученическую смерть.
Шариат запрещает хоронить покойника в одежде. Тело умершего мусульманина следует окутать в саван (кафан).
Кафан обычно изготавливают из белой материи, и для мужчин он состоит из трёх частей:
В редких случаях мужской кафан состоит только из двух частей: лифафа и изар. Также к кафану добавляют иногда ткань для головы – чалму.
Женский кафан, помимо перечисленных выше 3-х частей имеет ещё два одеяния:
Иногда для женщин используют только три части одеяния: химар, лифаф и изар.
Для похорон ребёнка используют только один или два куска ткани.
Согласно исламу, кафан изготавливается ещё при жизни человека и после его смерти одевается на покойного определённым образом.
В табуте (гроб без верхней крышки) расстилают лифафу, поверх которой стелют изар. Лифафу пропитывают ароматными благовониями и посыпают благовонными травами. Покойного мужчину одевают в камис и укладывают в табут. Затем тело накрывают изаром, начиная с левой, а потом с правой стороны, и после этого покойного также заворачивают сверху боковыми частями лифафы.
Покойной женщине, перед тем как обернуть её тело в изар и лифафу, волосы разделяют на две части и укладывают их на груди.
Затем волосы на голове прикрывают химаром, а её концами прикрывают волосы, которые уложены на груди. Далее тело накрывается хиркой, которая может быть уложена и до и после изара. После того как тело завернули в лифафу, оба его конца и середину (район живота) связывают куском бязи. Эти узлы развязываются, когда тело опускают в могилу.
По мусульманским правилам, перед окутыванием тела нельзя покойному подстригать и расчёсывать волосы и бороду, а также подстригать ногти и удалять золотые коронки. Всё это должно делаться при жизни.
Тело покойного оборачивают в изар и лифафу только после того, как над умершим прочитают молитвы и попрощаются с ним.
Во время похорон молитве придаётся особое значение. Молитву совершает имам мечети или же лицо, которое его заменяет. Намаз проходит после обмывания тела и совершается стоя. Никаких поясных и земных поклонов в нём. Молитву не совершают над телами не мусульман и лицемерами. Об этом говорится в аяте Корана: «И никогда не молись ни об одном из них, кто умер, и не стой над его могилой. Ведь они не веровали в Аллаха и Его посланника и умерли, будучи распутными!» (9: 84).
Во время молитвы ближе всех к могиле находится имам, за ним уже выстраиваются все остальные мусульмане. Джаназа-намаз состоит из: ният (намерение), такбиры (обращение к Всевышнему) и киям (стояние на ногах).
Перед началом молитвы имам троекратно повторяет фразу «Ас-Салат!» («приходите на молитву!»). Перед тем как прочитать молитву имам обязательно спрашивает родственников и присутствующих о долгах покойного, которые тот не успел выплатить при жизни или возможно кто-то из присутствующих не успел рассчитаться с ним. Только после прочтения молитвы похороны считаются признанными.
Хоронят покойного на близлежащем кладбище, и процесс захоронения следует проводить как можно раньше. Могилу делают глубокой и просторной, а её стенки следует укрепить кирпичом или камнем. Хоронят умершего в дневное время и покойного кладут в могилу на правый бок, головой к кибле. В могилу бросается горсть земли со словами «Инна лиляхи уа инна иляйхи раджиун» («Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему»).
Процесс погребения сопровождается чтением сур Корана и касиды аль-Бурда. Могила засыпается землёй на 4 пальца выше уровня земли и поливается водой. После этого на могилу ещё семь раз бросают по горсти земли и произносят молитву: «Из неё мы сотворили вас, и в неё возвращаем вас, и из неё выведем вас в другой раз». После всех этих процедур у могилы остаётся всего лишь один человек, который читает талкин. Религиозные авторитеты против того, чтобы отмечать могилу, но всё же большинство мусульман ставят надмогильные камни с надписями имени, даты рождения и даты смерти покойного человека.
Соболезнование семье умершего выражают в течение первых трёх дней после смерти, но нежелательно выражать тазию более одного раза. Шариат также разрешает тазию и в более поздний срок, если соболезнующий поздно узнал о смерти или был в это время в пути.
Тазию совершают для того, чтобы успокоить семью покойного и напомнить им о терпении (сабр) и что всё в этой жизни происходит по воле Аллаха.
«А‘замал-лаху аджрака ва ахсана ‘аза-’ака ва гафара лимай-йитика» - так говорят мусульманину, когда произносят соболезнование. Эта фраза означает: «Да окажет Всевышний Аллах тебе благодеяние, да возвысит тебя степенью и позволит стойко перенести утрату. Да простит грехи покойного».