Верующим известно: «Приобретение знаний является обязанностью каждого мусульманина!» (Ибн Маджа, Табарани, Байхакъи, Ибн ‘Ади). Однако, подобно тому, как неэффективно возводить здание на плохом фундаменте, так и обучение религии приводит лишь к путанице и заблуждениям, когда человек плохо владеет родным языком (или языком, на котором обучается).
Что значит «плохо владеет языком»? Каждый из нас может утверждать, что достаточно хорошо разговаривает на определённом языке и не испытывает проблем в общении с другими. Только «разговаривать» на базовом уровне и «знать» сам язык — это разные вещи. Без знания его структуры, элементов красноречия, особенностей и тонкостей, богатства синонимов, его юмора, трагедии и любви, без понимания красок и чувств, переживаемых на этом языке — невозможно быть полнокровным, богатым душой человеком. А значит, невозможно понимать и глубокие, сложные вещи, связанные со своей культурой, не говоря уже о чужой!
Сегодня люди общаются достаточно примитивно, что называется "лишь бы свои поняли". Их словарный запас беден и, как следствие, при избытке чувств, эмоций, в речи образуется брешь, которая немедленно заполняется словами-паразитами. Падает уровень культуры, сужается широта мысли и даже меняется поведение — всё это становится дешёвым. Чтобы мысли были здоровыми, разум светлым, а облик человека украшала культура, очень важно владеть родным языком в полной мере — «проживать» его, обладать хорошей речью и грамотно писать. Ведь многие знают, как всего одна, не правильно поставленная запятая, способна кардинально изменить весь смысл предложения.
Сложность изучения Ислама заключается в том, что он основан не на родном языке обучающегося (если только он не носитель арабского языка), который большинство мусульман просто не в силах освоить. А разговорный уровень арабского (к тому же современный, далёкий от оригинала как минимум диалектом) не способен передать глубокие смыслы божественной религии. Поэтому, дабы правильно понять религию, изучая её даже на родном языке, важно знать этот язык на отлично. Иначе есть большой риск освоить Ислам с грубейшими ошибками именно в понимании его тонкостей.
К примеру, один имам рассказывал про то, что есть много молодых мусульман, которые не понимают его проповедей. Порой после ва’азов они даже подходят к нему с конфликтным настроением, обвиняя его, как им кажется, в допущении им серьёзных ошибок в вопросах религии. Но проблема вовсе не в нём. Ибо имам — человек образованный, начитанный и глубоко мыслящий.
Он, помимо блестящего знания родного языка, владеет ещё несколькими языками и обладает грамотной речью. Те же, которые не понимают его, как правило, сами малограмотные люди, не умеющие красиво излагать свои мысли, что и не позволяет им правильно улавливать мысль других. Однако, их малограмотность не только в плохом знании языка, но и в незнании адабов в отношении к вышепоставленному среди них — имаму. Сказал Аллах Газза ва Джаль: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас!» (сура "ан-Ниса", аят 59)
Люди, не владея в достаточной мере родным языком, устремляются к сложным религиозным наукам, полных красноречия и иносказательности. А понимают ровно так и столько, насколько позволяет их собственный уровень. Потом они с великим энтузиазмом берутся за разъяснение религии другим и доходит до того, что образуются даже целые заблудшие течения «со своим мнением» на счёт религии.
В Исламе такие люди называются невеждами. Иначе говоря, их фундамент изначально не годился для возведения стен религии в своих умах. Сначала необходимо владеть родным языком, на котором пережиты все эмоции и чувства, на котором радовалась и печалилась душа, рождались заветные строки. И только после возможно будет понять как это переживается на чужом языке.
Был ещё один случай, связанный с этой проблемой. Одна женщина, муж которой являлся студентом одного Высшего Исламского Медресе, из-за отсутствия у них компьютера, попросила напечатать его готовую курсовую. Взявшись, как казалось, за пустяковое дело, пришлось столкнуться с настоящей катастрофой. Курсовая от начала и до конца напоминала сочинение второклассника. В каждом предложении повторяются одни и те же слова, изложенные на бумаге мысли крайне скудны, речевые обороты ломаные и прочее. Такой уровень изложения, а возможно и понимания, не подобает будущему преподавателю религиозных наук, имаму.
Она же, оправдываясь плохим знанием языка, попросила довести курсовую до совершенства. Однако, в этом пришлось отказать. Ведь жертвовать ради красивой курсовой вероубеждением будущих студентов, которым будет преподавать человек, не владеющий грамотной речью — есть преступление!
Религия — это мощнейшая идеология. В ней столько тонкостей, нюансов, которые важно грамотно донести, дабы сформировать правильное, здоровое понимание у учеников и суметь понять самому уровень усвоения ими полученных знаний. Главным же инструментом в этом деле является превосходное знание языка обеих сторон. Поэтому курсовая была напечатана ровно в том виде, в каком была написана студентом. А его перспективу пусть оценивают компетентные люди, исходя из настоящей курсовой.
И ведь в светские вузы, в идеале, допускаются лишь отличники и ударники, которые хорошо учились в школе. Будь то иначе, многие важные сферы, особенно медицина, образование, инженерия потерпят крах! К сожалению, мы уже итак пожинаем плоды неграмотности по причине существования системы взяток в кругу безответственных лиц.
В Исламе образование ценится особенно. Сам Коран неповторимо красноречив и грамотен, а посланник Аллаха ﷺ известен красотой своей речи. Так сможет ли научиться истинно понимать религиозные тонкости тот, кто не владеет родным языком? Это положение касается сегодня очень многих. Достаточно пройтись по комментариям в соцсетях, чтобы оценить начинку, которой заполнены головы и души людей. Ведь любой язык является отражением социально-культурной реальности! А не знание его губит личность и порождает невежество в обществе.
Человек ещё может плохо знать математику, физику или химию, но если он не будет полноценно знать свой язык, то можно считать, что все двери благородного успеха для него закрыты! Поэтому самыми важными предметами в школе являются именно литература и родной язык. Они являются ключами ко всем остальным наукам для доподлинно качественного их усвоения, ибо учат и грамотному письму, и наполняют душу всеми оттенками своей культуры.
Иначе, даже придя в мечеть послушать обычную проповедь, можно вот так ничего и не понять, а из-за своего невежества ещё и досаждать знающим имамам! Ну не опускаться же образованным имамам на уровень невежд, только потому, что те плохо учились в школе!
Айна Замаева