Мульк — собственность в исламе и ее виды
В арабском языке слово собственность «мульк» (الملك) означает: обладание человеком имуществом и своевольное распоряжение им.
В шариате собственности дается следующее определение: «Особое владение каким-либо лицом чем либо, вследствие которого оно принадлежит ему, и он имеет право распоряжаться им изначально по своему усмотрению, за исключением случаев, когда это распоряжение запрещается».
Разновидности собственности:
1. Полная собственность — это собственность по отношению к сущности чего-либо и извлечению пользы из него, вследствие которого собственник обладает всеми правами, установленными шариатом.
Ее особенности:
- она является абсолютной собственностью и не ограничена каким-либо сроком;
- не принимает распоряжения ею без согласия собственника;
- овладение собственностью осуществляется путем сделки (например, купли-продажи) или перехода по наследству или по завещанию;
- собственник может ее продать, или подарить, или пожертвовать на вакф, или завещать, а также передать в безвозмездное пользование или сдать в аренду.
Если собственник уничтожает свою собственность, то на нем ответственности нет, но с точки зрения шариата уничтожение имущества запрещено (харам).
15 видов торговли в исламе
2. Ограниченная собственность — это нахождение в собственности только сущности чего-либо или владение только извлечением пользы из чего-либо.
Ее разновидности:
а) собственность только относительно сущности чего либо — это когда сущность чего либо принадлежит одному лицу, а извлечение пользы — другому. Например, одно лицо завещает другому свой дом для проживания или землю для пользования в течение всей жизни или в течение трех лет.
Если завещатель умирает, то данный дом или земля становятся собственностью наследников, а тот, кто принимает завещание, становится собственником извлечения пользы в течение всей своей жизни или в течение трех лет. После истечения установленного срока извлечение пользы становится собственностью наследников.
Собственник сущности чего-либо не может извлекать пользу из данного имущества и не может распоряжаться извлечением пользы или сущностью имущества. И он должен вручить сущность имущества тому, кому это завещано, для осуществления его права на извлечение пользы из него. И если собственник сущности имущества запрещает ему это, то он принуждается к этому. Из этого видно, что данный вид собственности бывает постоянным и всегда завершается переходом в полную собственность.
б) собственность только относительно извлечения пользы из чего-либо. Существуют пять причин для собственности относительно извлечения пользы:
- «аль-игара» — это безвозмездная передача права пользования без передачи права собственности, в результате которой происходит обладание собственностью относительно извлечения пользы из чего-либо без дачи вознаграждения за это;
- «аль-иджара» — это сделка аренды, в результате которой происходит обладание собственностью с извлечением пользы из чего-либо с дачей за это вознаграждения;
- «аль-вакф» — это учреждение собственности относительно извлечения пользы без собственности относительно самой сущности вакфа, и он может извлекать пользу как сам, так и другой, если учредитель вакфа разрешит ему это, но если он определяет использование только им самим или это запрещает обычай, то это не разрешается;
- «аль-васыя» — это собственность относительно извлечения пользы тем, кому это завещано, и если завещатель разрешит, то он может предоставить ее в пользование другим как с вознаграждением, так и без вознаграждения;
- «альибаха» — это разрешение на уничтожение чего-либо или на его использование; например, разрешение на употребление пищи или плодов, а также общее разрешение на пользование общими благами, например, ходьба по дорогам общего пользования, посещение общественных парков, пользование школами и больницами; также особое разрешение на использование определенной личной собственности, например, садиться в машину или проживать в доме; согласно единодушному мнению ученых, для извлекающего пользу не является действительным уполномочивание другого на извлечение пользы из того, что ему разрешено, также предоставление другим для пользования, а также разрешение другим.
в) право, вытекающее из общего пользования (сервитут) — (например, право на воду для орошения и питья; право собственника земли, находящейся вдали от русла воды, на проведение воды для орошения своей земли и т.д. Не является действительным передача этих прав другим, поскольку в этом будет ограничение в собственности.
Мудараба — продукт исламского банкинга
"Гражданские и финансовые правоотношения"
Читайте также:
-
Печать пророчества
Саиб ибн Язид (радыйаллаху анху) говорил:
«Моя тетя отвела меня к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) и сказала:
- О Посланник Аллаха! Воистину, сына моей сестры мучает боль. Тогда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) погладил меня по голове, вознес за меня молитву, чтобы Аллах даровал мне баракят и совершил омовение. Затем я выпил остатки воды, которые остались после его омовения
-
Ношение чалмы является традицией или это религиозное одеяние? Нужна ли чалма в намазе?
Прежде всего, необходимо отметить следующее: в сунне почтенного Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) нет такого явления, как хождение с непокрытой головой. Помимо того, что наш почтенный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) облачался в ихрам (специальная одежда паломника) во время совершения хаджа или умры, он всегда носил чалму в то время, когда находился дома и вне дома. Как передается от Джабира ибн Абдуллаха и Абдуллах Ибн Умара (да будет доволен ими Аллах!), в день захвата Мекки Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) вошел в город с черной чалмой на голове.
-
Любовь к себе в Исламе
Любовь к себе начинается со слов «Я …», она напрочь исключает такие понятия как «семья», «сопереживание близким», «стремление оказать помощь» и всё то, что направлено на улучшение этого мира, на его строительство. Ислам как гуманная религия отрицает и порицает эгоизм.
-
8 способов сделать свой иман сильнее
Уровень нашей веры (имана) непостоянен, что-то приводит к его ослаблению, что-то – к укрепление и возрастанию. Двери милости Всевышнего всегда открыты, и Он, осознавая нашу потребность, даровал множество способов увеличения нашей веры:
-
Черная кошка - предупреждение о грядущей беде?
Некоторые люди искренне верят, что если черная кошка перебежит перед человеком дорогу и при этом посмотрит на него, то тем самым Аллах предупреждает этого человека о грядущей беде...
-
Пророчество Якуба и Юсуфа (а.с.)
Вехб ибн Мунаббих передает: В то время, когда Аллах Всевышний забрал душу Ибрагима, Исмаил (а.с.) жил в Мекке. У Исхака родилось два сына, одного из них звали Ийс, а другого Якуб. Они были близнецами. Еще до рождения Ийс сказал Якубу:- Если ты родишься раньше меня, то я схвачу тебя за ноги, и стану причиной смерти нас троих. Якуб (а.с.) сказал:- Хорошо, ты будешь рожден первым.Таким образом, первым родился Ийс, а Якуб родился вторым.
-
Уроки мотивации от Пророка (ﷺ): Можно ли мусульманину быть богатым?
Многие говорят, что религия не поощряет стремление к достатку, бедный более угоден Богу, чем богатый. Правда ли это, действительно ли человеку верующему лучше жить в бедности?
-
Как мусульманин должен относиться к похвалам и восхищению?
По пути к Всемогущему Аллаху верующему предстоит пройти множество испытаний. Одно из них — похвала людей и их восхищение тем, что они о нас думают...