Мульк — собственность в исламе и ее виды
В арабском языке слово собственность «мульк» (الملك) означает: обладание человеком имуществом и своевольное распоряжение им.
В шариате собственности дается следующее определение: «Особое владение каким-либо лицом чем либо, вследствие которого оно принадлежит ему, и он имеет право распоряжаться им изначально по своему усмотрению, за исключением случаев, когда это распоряжение запрещается».
Разновидности собственности:
1. Полная собственность — это собственность по отношению к сущности чего-либо и извлечению пользы из него, вследствие которого собственник обладает всеми правами, установленными шариатом.
Ее особенности:
- она является абсолютной собственностью и не ограничена каким-либо сроком;
- не принимает распоряжения ею без согласия собственника;
- овладение собственностью осуществляется путем сделки (например, купли-продажи) или перехода по наследству или по завещанию;
- собственник может ее продать, или подарить, или пожертвовать на вакф, или завещать, а также передать в безвозмездное пользование или сдать в аренду.
Если собственник уничтожает свою собственность, то на нем ответственности нет, но с точки зрения шариата уничтожение имущества запрещено (харам).
15 видов торговли в исламе
2. Ограниченная собственность — это нахождение в собственности только сущности чего-либо или владение только извлечением пользы из чего-либо.
Ее разновидности:
а) собственность только относительно сущности чего либо — это когда сущность чего либо принадлежит одному лицу, а извлечение пользы — другому. Например, одно лицо завещает другому свой дом для проживания или землю для пользования в течение всей жизни или в течение трех лет.
Если завещатель умирает, то данный дом или земля становятся собственностью наследников, а тот, кто принимает завещание, становится собственником извлечения пользы в течение всей своей жизни или в течение трех лет. После истечения установленного срока извлечение пользы становится собственностью наследников.
Собственник сущности чего-либо не может извлекать пользу из данного имущества и не может распоряжаться извлечением пользы или сущностью имущества. И он должен вручить сущность имущества тому, кому это завещано, для осуществления его права на извлечение пользы из него. И если собственник сущности имущества запрещает ему это, то он принуждается к этому. Из этого видно, что данный вид собственности бывает постоянным и всегда завершается переходом в полную собственность.
б) собственность только относительно извлечения пользы из чего-либо. Существуют пять причин для собственности относительно извлечения пользы:
- «аль-игара» — это безвозмездная передача права пользования без передачи права собственности, в результате которой происходит обладание собственностью относительно извлечения пользы из чего-либо без дачи вознаграждения за это;
- «аль-иджара» — это сделка аренды, в результате которой происходит обладание собственностью с извлечением пользы из чего-либо с дачей за это вознаграждения;
- «аль-вакф» — это учреждение собственности относительно извлечения пользы без собственности относительно самой сущности вакфа, и он может извлекать пользу как сам, так и другой, если учредитель вакфа разрешит ему это, но если он определяет использование только им самим или это запрещает обычай, то это не разрешается;
- «аль-васыя» — это собственность относительно извлечения пользы тем, кому это завещано, и если завещатель разрешит, то он может предоставить ее в пользование другим как с вознаграждением, так и без вознаграждения;
- «альибаха» — это разрешение на уничтожение чего-либо или на его использование; например, разрешение на употребление пищи или плодов, а также общее разрешение на пользование общими благами, например, ходьба по дорогам общего пользования, посещение общественных парков, пользование школами и больницами; также особое разрешение на использование определенной личной собственности, например, садиться в машину или проживать в доме; согласно единодушному мнению ученых, для извлекающего пользу не является действительным уполномочивание другого на извлечение пользы из того, что ему разрешено, также предоставление другим для пользования, а также разрешение другим.
в) право, вытекающее из общего пользования (сервитут) — (например, право на воду для орошения и питья; право собственника земли, находящейся вдали от русла воды, на проведение воды для орошения своей земли и т.д. Не является действительным передача этих прав другим, поскольку в этом будет ограничение в собственности.
Мудараба — продукт исламского банкинга
"Гражданские и финансовые правоотношения"
Читайте также:
-
Как мусульманину обрести покой?
Человек - это сердце и душа. Они могут обрести покой только благодаря связи с Всевышним. Спокойствие в этом мире возможно только поминая Его. Человек стремится к своему Господу, и он должен обрести Его в своей душе. Для человека не существует большего добра, чем в Его обретении. Если человек испытывает удовольствие и счастье без присутствия Бога в своей жизни, то такое счастье не продлится долго. Он сможет насладиться этим другим какое-то время. Временами, то, что якобы радует человека, даже не приносит ему ожидаемого настоящего удовольствия, а порой и вовсе приносит боль и обиду. Господь же никогда не покидает человека, ни при каких условиях. Кем бы ни был человек, Он с ним
-
Каким бывает лицемерие и какие качества характеризуют лицемера?
Истинным лицемером является тот, кто объединил в себе четыре качества, а отличающийся хотя бы одним из них не избавится от своего лицемерия...
-
Ангел смерти. Кто он?
«Скажи: «Ангел смерти, которому вы поручены, умертвит вас, а затем вы будете возвращены к своему Господу».(Коран; 32:11) Однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел ангела смерти, стоящего у головы одного из сахабов, лежавшего на смертном ложе. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, обратившись к нему: «Облегчи моему сахабу». Ангел смерти ответил: «Будь уверен. Я облегчаю каждому верующему»...
-
20 фактов из жизни Пророка Мусы (а.с.)
Четвертый Фараон Египта Валид ибн Мусаб, так же как и Намруд, считал себя обладателем божественности и принуждал людей к поклонению себе. Точно так же, как и Намруд, он увидел сон, в котором сообщалось, что его власть рухнет, и вследствие этого, он приказал убить всех новорожденных мальчиков...
-
Что ислам говорит о сверхъествественных способностях некоторых людей?
Что касается сверхъестественных явлений, демонстрируемых последователями различных псевдорелигиозных течений, придуманных людьми, то по этому поводу можно сказать следующее:
-
20 самых обнадеживающих аятов и хадисов в исламе
Специально для трудных моментов в жизни.
-
"Скупость подобна дереву, корни которого находятся в Аду..."
Аллах Всевышний говорит в Коране:
«Пусть не думают те, которые скупятся расходовать то, что Аллах даровал им по Своей милости, что поступать таким образом лучше для них...
-
Если узнал о рождении ребенка: дуа за новорожденного
При получении известия о рождении ребенка произносят следующую молитву...