Мульк — собственность в исламе и ее виды
В арабском языке слово собственность «мульк» (الملك) означает: обладание человеком имуществом и своевольное распоряжение им.
В шариате собственности дается следующее определение: «Особое владение каким-либо лицом чем либо, вследствие которого оно принадлежит ему, и он имеет право распоряжаться им изначально по своему усмотрению, за исключением случаев, когда это распоряжение запрещается».
Разновидности собственности:
1. Полная собственность — это собственность по отношению к сущности чего-либо и извлечению пользы из него, вследствие которого собственник обладает всеми правами, установленными шариатом.
Ее особенности:
- она является абсолютной собственностью и не ограничена каким-либо сроком;
- не принимает распоряжения ею без согласия собственника;
- овладение собственностью осуществляется путем сделки (например, купли-продажи) или перехода по наследству или по завещанию;
- собственник может ее продать, или подарить, или пожертвовать на вакф, или завещать, а также передать в безвозмездное пользование или сдать в аренду.
Если собственник уничтожает свою собственность, то на нем ответственности нет, но с точки зрения шариата уничтожение имущества запрещено (харам).
15 видов торговли в исламе
2. Ограниченная собственность — это нахождение в собственности только сущности чего-либо или владение только извлечением пользы из чего-либо.
Ее разновидности:
а) собственность только относительно сущности чего либо — это когда сущность чего либо принадлежит одному лицу, а извлечение пользы — другому. Например, одно лицо завещает другому свой дом для проживания или землю для пользования в течение всей жизни или в течение трех лет.
Если завещатель умирает, то данный дом или земля становятся собственностью наследников, а тот, кто принимает завещание, становится собственником извлечения пользы в течение всей своей жизни или в течение трех лет. После истечения установленного срока извлечение пользы становится собственностью наследников.
Собственник сущности чего-либо не может извлекать пользу из данного имущества и не может распоряжаться извлечением пользы или сущностью имущества. И он должен вручить сущность имущества тому, кому это завещано, для осуществления его права на извлечение пользы из него. И если собственник сущности имущества запрещает ему это, то он принуждается к этому. Из этого видно, что данный вид собственности бывает постоянным и всегда завершается переходом в полную собственность.
б) собственность только относительно извлечения пользы из чего-либо. Существуют пять причин для собственности относительно извлечения пользы:
- «аль-игара» — это безвозмездная передача права пользования без передачи права собственности, в результате которой происходит обладание собственностью относительно извлечения пользы из чего-либо без дачи вознаграждения за это;
- «аль-иджара» — это сделка аренды, в результате которой происходит обладание собственностью с извлечением пользы из чего-либо с дачей за это вознаграждения;
- «аль-вакф» — это учреждение собственности относительно извлечения пользы без собственности относительно самой сущности вакфа, и он может извлекать пользу как сам, так и другой, если учредитель вакфа разрешит ему это, но если он определяет использование только им самим или это запрещает обычай, то это не разрешается;
- «аль-васыя» — это собственность относительно извлечения пользы тем, кому это завещано, и если завещатель разрешит, то он может предоставить ее в пользование другим как с вознаграждением, так и без вознаграждения;
- «альибаха» — это разрешение на уничтожение чего-либо или на его использование; например, разрешение на употребление пищи или плодов, а также общее разрешение на пользование общими благами, например, ходьба по дорогам общего пользования, посещение общественных парков, пользование школами и больницами; также особое разрешение на использование определенной личной собственности, например, садиться в машину или проживать в доме; согласно единодушному мнению ученых, для извлекающего пользу не является действительным уполномочивание другого на извлечение пользы из того, что ему разрешено, также предоставление другим для пользования, а также разрешение другим.
в) право, вытекающее из общего пользования (сервитут) — (например, право на воду для орошения и питья; право собственника земли, находящейся вдали от русла воды, на проведение воды для орошения своей земли и т.д. Не является действительным передача этих прав другим, поскольку в этом будет ограничение в собственности.
Мудараба — продукт исламского банкинга
"Гражданские и финансовые правоотношения"
Читайте также:
-
Дозволен ли массаж полового члена в целях его увеличения?
У меня есть большая проблема...у меня маленький пенис и я не смогу вступить с женой в интимную близость. В итоге жена со мной разведется, потому что она имеет на это право...
-
Резкое снижение рождаемости в мусульманском мире
Что-то поразительное происходит в мусульманском мире - по словам ведущего демографа, кардинальные изменения приводят к резкому снижению рождаемости среди мусульман и стремлению избежать брака среди арабских женщин.
-
Категория людей, за которых делают дуа ангелы
Ангелы делают дуа раскаявшимся людям. Ангелы – безгрешные, чистые рабы Аллаха. У них нет гордости и желаний. Эти великие рабы (ангелы) всегда поминают Аллаха и не устают от этого
-
Аббасидский Халифат - политическая история
В исламском мире, после прихода к власти Аббасидов на смену Омеядам, произошло много изменений в управленческой, военной, политической и научной сферах. 750 год, год восхождения на престол Аббасидов, стал одним из наиважнейших поворотных пунктов в Исламской истории
-
Как следует относиться к тем, кто оскорбляет ислам?
Проявление враждебности к грешникам, или неверующим, является большой ошибкой, так как это в свою очередь пробуждает в них враждебность по отношению к нам. В Коране сказано
-
Мусульманское имя, означающее "успокаивающая"
В переводе с греческого языка имя "Азалия" обозначает «цветущий кустарник». Имя происходит от одноименного названия цветка – азалии. По второй версии имя "Азалия" арабское, и означает
-
7 главных дуа для обретения счастья в обоих мирах
Как оповестил свою умму Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) - дуа является поклонением Всевышнему Творцу. И где, как ни в Священном Коране, ниспосланном в качестве Божественной Милости, мы можем найти ее лучшие примеры. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию некоторые примеры из большого числа дуа, нашедших место в Священном Писании.
-
Право Аллаха, нарушать которое нельзя ни в коем случае
Однажды наш Пророк (мир ему) путешествовал вместе с молодым сподвижником Муазом. В пути он обратился к Муазу: «Эй, Муаз!» Муаз (да будет Аллах им доволен) сказал: «Я перед тобой, слушаю тебя, о, Посланник Аллаха!» Наш любимый Пророк (мир ему) три раза обратился подобным образом, а затем задал свой вопрос: «О, Муаз, известно ли тебе, какое право Аллаха должны соблюдать рабы Его?»