
Кто поклоняется Ему из желания что-либо получить от Него или уклониться от Его наказания, тот не отдает должное Его высоким качествам.
Пояснение: Некоторые поклоняются Всевышнему из желания попасть в Рай, некоторые – из страха попасть в Ад. Поклонение, совершаемое таким образом, не соответствует таким качествам Всевышнего Аллаха, как величие, грандиозность, могущество и достоинство.
Вахб б. Мунаббих приводит такие слова Всевышнего Аллаха из Забура пророка Дауда (а.с.): «Кто же более несправедлив, чем поклоняющийся Мне из-за Рая или Ада? Если бы Я не создал Рай и Ад, то неужели не заслуживал поклонения?»
Дар от людей – лишение, а отказ Аллаха – милость
Когда Он что-то дает тебе, Он показывает тебе Свою доброту. А когда отказывает тебе, Он показывает Свое господство. И в том, и в другом случае Он знакомит тебя с Собой и обращается к тебе с любящей добротой.
Пояснение: Аллах Всевышний всегда благосклонен, щедр, милостив и милосерден к Своим рабам. Когда Он одаривает раба, тот становится свидетелем Его доброты и милости. Когда Он желает показать Свое качество господства и непреодолимой силы (аль-Каххар), то в чем-то отказывает рабу.
Таким образом, раб становится свидетелем величия, могущества и господства Аллаха. В обоих случаях Великий Творец дает рабу возможность познать своего Господа, делает ему добро. Даже если раб и не понимает этого, особенно когда ему в чем-то отказывают…

Художник Александр Новоселов / Выставка «С Востока свет».
Твое огорчение из-за Его отказа тебе в чем-то происходит потому, что ты не понимаешь Его по-настоящему.
Пояснение: Человек не достигнет марифата и совершенства, пока не признает Аллаха своим Господом как в радости, так и в горести. Если же он будет признавать Его в момент милости (джамаль) и не признавать в момент гнева (джаляль), то такое познание Аллаха присуще недалеким людям. Когда им что-то дают, они радуются, а когда им в чем-то отказывают, они сердятся. Эти люди всё ещё пребывают в плену своего нафса.

Возможно, Он откроет для тебя дверь послушания, но не откроет дверь принятия. Возможно, Он подтолкнет тебя к греху, и это станет причиной твоего прибытия (к Нему). Непослушание, которое порождает унижение и нищету,
лучше послушания, которое приводит к высокомерию и гордыне.
Пояснение: Человек не должен надеяться лишь на свое поклонение и добрые дела. Может так случиться, что Аллах не примет этот ибадат. Напротив, надо довериться милосердию, благосклонности и милости Аллаха.
Никого не стоит обвинять из-за грехов. Может, это предписание (такдир) Аллаха, которое невозможно изменить. Возможно, что совершивший этот грех пожалеет об этом, раскается, станет упрекать свой нафс и по этой причине он достигнет более высокой стоянки (макама).
Грех, приводящий к разочарованию и подавленности, то есть к пониманию своей ничтожности, лучше покорности, которая в итоге приводит к гордыне. В таком случае, если Всевышний одарил раба благом поклонения, то человек должен воспринимать это как благо от Аллаха, не оставлять доли своему нафсу и опасаться, что может быть отторгнут.
Если он совершил какой-то грех, тотчас должен покаяться, не забывать о своем грехе, и его сердце должно грустить из-за этого греха.
Расулюллах ﷺ говорил: «Если бы вы совсем не совершали грехов, то я опасался бы гораздо худшего для вас. Уджуб, уджуб…(самолюбие)» (Али аль-Муттаки, Кензуль-Уммал, № 7671; Хайсами, Маджма аз-Заваид, 10/269).

Все фото: Ислам-тудей
Из книги «Хикам аль-Атайя»