Можно ли унаследовать положение в Раю?
После того, как Всевышний Аллах изложил восхваления обитателей Рая, он довел до всеобщего сведения свое воззвание:
«Им возвестят: «Вот Рай, который вы получили [унаследовали] за то, что совершали [из хорошего в земной жизни]» (Аль-А‘раф, 43).
Исламские ученые прокомментировали выражение «унаследовали», «получили» следующим образом:
«Выражение «наследство» применяется в отношении Рая по той причине, что наследство приобретается без приложения усилий и получения чего-то взамен, как некий оставленный дар от усопшего. По той причине, что райская обитель приобретается не за совершение многочисленных благодеяний. А наоборот, это обещанное благоволение Всевышнего Аллаха в награду за веру и совершение поклонения. Согласно общепринятому мнению, вместо того, чтобы удостоиться Рая, приняв веру, неверующие потеряли право быть наследником из-за их неверия, и их место заняли другие наследники, заслуживающие Рая».
Войдут ли в Ад джинны?
Есть аяты и хадисы, свидетельствующие о том, что джиннам предписаны повеления и запреты Шариата. Они обязаны поклоняться Всевышнему Аллаху, остерегаться греховных деяний и не совершать запретное.
Всевышний Аллах объявил о том, что неверующие мертвы:
«[Эти ложные бога] Мертвые, а не живые. Они не знают, когда будут воскрешены [а раз так, то как они смогут заступиться за язычников в Судный день?]» (Ан-Нахль, 21).
В аяте: «Для предостережения всех живых, и чтобы сбылось Слово [и решение] относительно неверующих» (Йа Син, 70), – Всевышний Аллах описывает верующих как живых. Так как согласно шариату, живые люди наследуют имущество мертвых, в вечной обители верующие также являются наследниками усопших.
Передается от Абу Хурайры (р.а.), что посланник Аллаха ﷺ сказал:
«У каждого человека два жилища. Одно из них в Раю, а другое – в адской обители. Если человек после смерти войдет в адский огонь, обитатель Рая станет его наследником. Поэтому Всевышний Аллах сказал: «Именно они [а не кто-то другой] – наследники» (Аль-Муминун, 10)» [Ибн Маджа, Зухд: 39, №4341, 2/1453].
Ум vs разум и что говорит ислам о положении умалишенных?
Разум является высшим качеством человека. Ведь именно благодаря наличию разума он способен нести ношу, возложенную на него Создателем Азза ва Джалля – быть ханифом на земле, а также осознанно совершать те или иные поступки.
«Им возвестят: «Вот Рай, который вы получили [унасле довали] за то, что совершали [из хорошего в земной жизни]» (Аль-А‘раф, 43).
Судди рахимахуллах в тафсире этого аята сказал:
«И для мусульманина, и для неверующего будет определено место в Раю и Аду. Когда обитатель Рая войдет в свою обитель, а обитатель Ада – в свою, и займут предназначенное им места, обитатели Рая возвысятся над обитателями Ада.
Когда они посмотрят на свои места, скажут: «Если вы поклонялись Аллаху, вашим пристанищем стали бы вот эти места». Им скажут: «О обитатели Рая! Станьте наследниками по причине ваших содеянных поступков (наследуйте их жилища, которые они оставили в Раю)». После этих слов обитатели Рая разделят их жилища между собой» [Ибн Джарир ат-Табари, «Джами‘ аль-байан», 10/202; Суюты, «ад-Дурр аль-мансур», 6/395; Фахруддин ар-Рази, «ат-Тафсир аль-кабир», 14/68].
Кто сможет увидеть Всевышнего?
Довольство Всевышнего Аллаха Своими рабами и лицезрение Его красоты будет великим благом для обитателей Рая. Гнев Всевышнего Аллаха и лишение права лицезрения Его красоты и права обращения к нему за помощью будет величайшим наказанием обитателей Ада.
Несмотря на то, что муфассиры отметили причины, которые приводят к наследованию (жилищ) в Раю: «В общем смысле, все благочестивые деяния относятся к ним», здесь под деяниями, согласно преданию Ибн ‘Аббаса (р.а.), подразумевается выполнение обязательных предписаний – фардов: «По причине приверженности таухиду Всевышнего Аллаха и выполнения обязательных предписаний религий (фардов)».
Эта точка зрения согласуется с высказыванием имама Раббани рахимахуллах. В одном из своих писем он писал: «Я предавался размышлениям: «Если причиной вхождения в Райскую обитель являлись бы благочестивые деяния, в этом случае, это была бы непосильная задача. Если бы это было так, то не сказано, что это за деяния». После этого я понял, что конечным результатом и целью благочестивых деяний является тщательное исполнение пяти обязательных предписаний ислама» [Имам Раббани, «Мактубат», №304, 1/367)].
Пусть Всевышний Аллах сделает наш слог заслуживающим степени наследника в Раю. Аминь!
Читайте также:
-
О том, как наше поклонение сводит шайтана с ума
Муаз бин Джабаль передает, что слышал от Ибн Аббаса (радыйаллаху анху):
«Однажды мы вместе с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) собрались в доме одного из ансаров…
Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям) проводил сохбет (беседу) со сподвижниками. В это время с улицы послышался голос:
― Хозяева дома!.. Кто есть в доме!.. Разрешаете ли вы мне войти? У меня к вам просьба… Дело к вам.
-
Социальные слои Золотой Орды: укчи, баурчи, нойон, тархан…
Население Золотой Орды подразделялось на два лагеря – высшее общество или, так называемая, «белая кость» и «чернь» или «черная кость». Первые были освобождены от каких-либо податей и налогов, они не предоставляли ямской службе (почте) тягловую силу – лошадей, а также не принимали участие в общественных работах, например, по загрузке зерном государственных хранилищ. Белая кость, то есть привилегированная часть общества, элита, в отличие от черни, имела еще отличительные знаки – в виде особой тамги – печати. Обладатели такой тамги имели право посещать ханский дворец, присутствовать во время приемов, которые устраивал сам хан, принимать участие в государственных делах, занимать командные должности в армии хана
-
Знание с точки зрения Священного Корана
Получение знаний – одна из важнейших функций человека, которая оказывает влияние на все сферы его жизни. В Коране содержатся многочисленные аяты, которые призывают человека размышлять и извлекать соответствующие знания.
-
7 отличий гордыни от чувства собственного достоинства
Однажды учитель спросил учеников: «Представьте себе караван, идущий по пустыне. Бескрайний песчаный простор, палящее солнце, погонщик, верблюды, нагруженные товаром. Кто вы на этой картине?» Кто-то воскликнул: «Я самый первый верблюд!» Второй: «Я самый главный в караване – погонщик верблюдов!» Третий: «Я солнце, утомляющее их жарой». И самый умный из них сказал: «Я – это я. При чем тут верблюды?» Это – чувство собственного достоинства.
-
Слова, которые дают надежду...
В хадисе, переданном от Хасана ибн Али, да будет доволен им Аллах, сказано: «Истина всегда утешительна, а ложь всегда тревожна (то есть вызывает беспокойство)». Иногда в трудную минуту достаточно вспомнить слова истины, чтобы получить утешение и поддержку. А чьи слова могут ближе к правде, если не слова Всевышнего и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует?..
-
Как совершается специальный намаз покаяния?
Если мусульманин совершит какой-либо грех, то должен немедленно раскаяться в этом. Для человека, который раскаивается в совершенном грехе, является...
-
8 пунктов универсального плана решения проблем по Исламу
В нашей жизни, наряду с хорошими и приятными моментами, существуют не совсем радостные. Проблемы – неотъемлемая часть нашей жизни. Мы растрачиваем на них свое время и силы, они вызывают в нас грусть, печаль, злость, беспокойство и тревогу. В решении этих проблем, возможно, и есть сама суть жизни. Избегая проблемы, мы избегаем самой жизни.
-
Наставление пятницы: когда наступает тот час, в который принимаются все дуа?
В одном из хадисов посланника Аллаха ﷺ сказано, что в пятницу есть время, когда принимаются все мольбы верующих, и ни один мусульманин не останется без того, о чем он просил: «Есть в пятнице такой час, когда мусульманин, выстаивающий намаз, непременно получит все, о чем попросит Могучего и Великого Аллаха» (Бухари).