Сны человека бывают разными: бессмысленные сны – результат его повседневных дел и переживаний, сны от шайтана, который желает лишь зла человеку, и благочестивые сны, сообщающие добрую весть или предостерегающие от чего-либо дурного. К последним относятся сны, в которых люди видят Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Увидевший меня во сне считается видевшим меня, ибо шайтан не может явиться в моем образе». В другом хадисе Пророк говорит: «Кто увидел меня во сне, тот увидел истину (или сон того был истинным)» (аль-Бухари, Муслим).
Не всем может присниться сон с посланником Аллаха (да благословит его Аллах). Чести увидеть нашего любимого Пророка удостаиваются лишь праведные люди, которые далеки от ослушания Аллаха.
У многих возникает вопрос: «А может ли шайтан внушить человеку, что тот увидел Пророка?» Это, на самом деле, очень актуальный вопрос, ведь в разные времена были люди, которые использовали подобные сны для своих личных целей. Подобные люди, пусть даже внешне они и выглядят праведниками, могут либо лгать о том, что видят Пророка во сне, либо же видеть шайтана и верить в то, что к ним приходит именно божий посланник.
Значит, шайтан может прикинуться посланником? Некоторые ученые говорили, что да. В хадисе же, по их мнению, говорится о том, что шайтан не может принять облик Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), но он может внушить человеку, что тот видит Пророка, ведь люди не знают, как он выглядел в жизни.
Был в одном городе человек, отличавшийся своей аскетичностью. Однажды он начал рассказывать людям, что к нему приходит Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) во сне, делает ему наставления и говорит, что тот является избранником Аллаха. Дело дошло до того, что к нему стали приходить люди и говорить: «Спроси, пожалуйста, Пророка о том-то и том-то. Попроси у него совета, что мне сделать в такой-то ситуации». И «шейх» этот начал отвечать людям на их вопросы. Кроме того, он использовал это против своих оппонентов, говоря им, что Пророк предостерегает их от споров с ним. Он стал оставлять предписанное поклонение, говоря, что Пророк разрешил ему это.
В качестве предостережения этого человека известный ученый того времени Джамалуддин ас-Самхунди (да помилует его Аллах) написал небольшую книгу, которую назвал «Насихату аль-лябиб фи мараиль-хабиб». В ней он пишет:
«О такой-то! Твои сны о Пророке, в которых он якобы разрешает тебе оставлять предписанное поклонение и призывает к ослушанию Аллаха, являются одним из трех. И все три варианта не могут быть истиной. Либо ты лжешь о том, что видишь Пророка, и знаешь, что является к тебе шайтан. Подобная ложь – омерзительный грех. Либо ты веришь в буквальное значение слов, которые тебе внушаются во сне. Однако и в этом случае являющийся к тебе не может быть Пророком, ведь он не может призывать к греховному. Либо же ты веришь в то, что слова, внушаемые тебе, надо понимать в качестве метафоры, и что они требуют отдельного толкования. Тогда тебе нельзя рассказывать людям об этих снах, потому что люди понимают все буквально».
Islam-Today