Имам А'зама Абу Ханифы (р.г.) сказал: «Неверующим не станет, но совершит грех, очень близкий к неверию. Если будет отрицать обязательность намаза, тогда станет неверующим».
Хазрати Али (р.г.) передал:
- В один из дней Посланник (с.г.в.) соизволил сказать: «Нужно совершать пятикратный намаз, тщательно соблюдая его фарзы, сунны и адабы». Один человек из ансаров попросил: «О, Посланник Аллаха! В чем состоит достоинство намаза, который Вы велите нам совершать, какое почтение ему нужно оказывать, и каково будет за него воздаяние? Пожалуйста, мы послушаем».
Посланник (с.г.в.) на это ответил:
«Намаз - это довольство Всевышнего Аллаха, любовь ангелов, сунна пророков, свет просвещения, основа имана, причина для принятия дуа. Это наилучшее деяние и благодать во всем. Это телесная сила и духовное сияние.
Намаз станет заступником перед ангелом смерти, будет освещать могилу, станет ответом Мункару и Накиру. Это тенистый навес и шатер в день Суда, корона над головой в райской обители. Это завеса между Адом и тобой, проход через Сират, ключ от райских ворот. Кто намеренно оставит намаз и будет отрицать его обязательность, отдалится от ислама».
Как счастлив тот, чья пища - поминание Аллаха, для кого смерть как шербет, кто находит душевный покой в близости к Аллаху, для кого Коран - источник познания и кладезь мудрости, ночь - время служения, этот мир - посевное поле, Судный день - время уборки урожая, воздаяния - плоды земных деяний.
Наджмуддин Дайа пишет в своем тафсире:
«Намаз в целом означает прекращение всяческих отношений человеческого духа с низменным миром, отказ от земных удовольствий, отречение от животных инстинктов и похоти, возвышение над обыденностью, восхождение духа на высочайшие небесные божественные сферы».
Таким образом, к истинному поклонению способны лишь знающие люди. Божественное служение, поистине, для познавших Аллаха и без колебаний, полностью посвятивших себя этому служению.
Исследователи утверждают: «Такое лицезрение своими глазами сущности и света Всевышнего и стало мираджем».
Аллах сотворил человека и сделал для него фарзом совершение намаза, чтобы он смог обратиться с мольбой к Всевышнему.
Пророкам в соответствии с их достоинствами была дана возможность увидеть божественную истину. Затем явился господин всех пророков - Посланник Аллаха (с.г.в.), и ему от Всевышнего был ниспослан Священный Коран. В этой книге Аллах велел своему Посланнику (с.г.в.): «Совершайте намаз».
Всевышний разъяснил людям особенности намаза, и намаз стал мираджем - той лестницей, по которой мумин совершает восхождение к своему Господу и обращается к Нему с мольбой.
Из книги "Анваруль-ашикын"