«Я послан не проклинающим, а послан как милость» (Муслим).
Посланник Аллаха (мир ему) был самым добрым и самым милосердным из всех людей, которые когда-либо жили. Его сердце наполняло столько мягкости и сострадания, что его глаза наливались слезами, когда он видел малейшее проявление несправедливости и бесчеловечности.
Пророк Мухаммад (мир ему) был послан как милость для всех миров и являлся олицетворением этого безграничного милосердия. Больше всего милосердия и доброты пророк (мир ему и благословение) проявлял по отношению к верующим. В Коране сказано: «К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он сострадателен и милосерден к верующим» (9:128).
От Ибн Умара сообщается, что Сад ибн Убада однажды заболел, и Пророк (мир ему) пришел навестить его. Увидев своего сподвижника в жалком состоянии, он был расстроган до слез. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, Аллах не подвергает мучениям ни за слёзы, текущие из глаз, ни за скорбь сердца, однако, Он подвергает мучениям или милует за это!», и Посланник Аллаха (мир ему и благословение) указал на свой язык» (Бухари).
В Коране сказано: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Извини же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» (3:159).
Его мягкосердечие и доброта, милосердие и легкость стали причиной того, что многие люди последовали за ним и приняли ислам. Это было бы невозможным без доброго увещевания, мягкого отношения, которые были присущи нашему Пророку (мир ему). Он не унижал и не оставлял вопросы всех интересующихся, не избегал своих простых соплеменников. К каждому пришедшему к нему с вопросом, независимо от пола и возраста, он проявлял почтение и любезность. Об этом свидетельствуют множество хадисов.
Даже по отношению к тем, кто еще не был мусульманином, Пророк (мир ему) был очень мягок и не позволял несправедливость по отношению к ним. Один из племени курайшитов - Сухайль бин Амр - отличался ораторскими способностями, и часто высказывался против ислама в довольно яркой манере. Во время битвы при Бадре он попал в плен. Умар (р.а.) предложил Пророку (мир ему) выбить все передние зубы Сухайлю, чтобы он никогда больше не смог говорить плохо об исламе. На что Пророк (мир ему) ответил: «Я не могу причинить ему такой вред. Ведь если я позволю себе такое, даже будучи Пророком, Аллах воздаст мне подобным же».
Спустя время Сухайль принял ислам и стал одним из ближайших сподвижников Пророка (мир ему).
Милосердие пророка (мир ему) безграничное и не заканчивается только этим миром. Оно продолжится для верующих и в мире вечном. В день страшного Суда Пророк (мир ему) будет заступаться за свою умму. Как сказано хадисе:
«У каждого пророка была мольба, на которую он непременно получал ответ. Каждый пророк обратился со своей мольбой, кроме меня. Я припас свою мольбу, чтобы заступаться за свою общину в День Воскрешения, и эта мольба охватит собой, если пожелает Аллах, всех, кто умер, не поклоняясь никому наряду с Аллахом» (Муслим).
Какое-либо одно качество является олицетворением человека. Олицетворением нашего Пророка (мир ему), всей его жизни было милосердие, его манеры, дела и намерения были всегда добрыми и добродетельными, направленными на облегчение тягости других людей. Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Я не видел в своей жизни никого, кто бы относился к людям сострадательнее и милосерднее нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)». В этой его мягкости и доброте – олицетворение лучших качеств, которые Аллах создал в человеке, и которые мы должны воспитывать в себе в стремлении стать ближе к Своему Творцу.
Islam-Today