В Судный день каждый понесет отчет за мирскую жизнь, и все деяния человека будут взвешены. Каких деяний (благих или греховных) окажется больше – от этого и будет зависеть последнее пристанище Ахирата: Рай или Ад.
А что, если благодеяний окажется ровно столько же, сколько и деяний плохих? В таком случае, согласно исламскому вероучению, считается, что люди окажутся в месте между Раем и Адом. Называется оно – Араф.
В хадисе сказано: «Люди, которые находятся на преграде Араф – это те, чьи благие деяния спасают их от Ада, а плохие деяния не позволяют войти в Рай».
Читайте также: Как укрепить веру? 4 дуа из Корана
Также есть мнение, что между Раем и Адом окажутся те, кто не слышал призыва ни одного пророка, дети идолопоклонников и неверующих, умершие до совершеннолетия, умственно неполноценные.
Однажды у Пророка ﷺ спросили, кто такие обитатели Арафа. Он пояснил: «Когда Всевышний разделит грешников и счастливых, останутся те, к кому Творец обратится со словами: «Ваши савабы спасли вас от Ада, но вы не заслужили вечного благоденствия. Я по милости Своей освобождаю вас от наказания. Войдите же в вожделенный Рай!»
Оттуда ее жители смогут наблюдать за вошедшими в Рай и грешниками в Аду. Обитатели Арафа будут приветствовать праведников в Раю и желать разделить их радость и будут просить Аллаха избавить от адских мучений. Аллах может ввести их и в Рай, и в Ад.
В Коране есть сура названная «Аль-Араф» («Ограды»). В 46-47 ее аятах говорится:
«И между ними (обитателями Рая и Ада) будет преграда. На оградах (стене Рая) – люди (верующие, добрых дел которых оказалось недостаточно для попадания в Рай и которые на этой стене будут ожидать решения Аллаха). Они узнают каждого (из двух групп) из них по их признакам (светлым лицам обитателей Рая и по черным лицам обитателей Ада). И они обратятся к обитателям Рая: «Мир вам!». Они пока не войдут туда (в Рай), хотя будут желать этого. И когда их взгляд (невольно) упадет на обитателей Ада, (то увидев их черные лица и их страдания) они скажут (прибегая к защите Аллаха): «Господи! Не помещай нас (в огонь) вместе с людьми (неверующими и) несправедливыми (к самим себе)!».
Араф – не конечное пристанище. По всеобщему мнению, считается, что обитатели Арафа в конечном счете по милости Аллаха войдут в Рай. Кроме того, согласно хадису, некоторые обитатели Ада будут выведены в Араф, а оттуда введены в Рай.
В хадисе: «Люди, которые находятся на преграде Араф, войдут в Рай посредством ходатайства (шафаата) Пророка».