Методы использования хадисов разряда «Ахад» учеными Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а:
Известно, что при толковании религиозного права с использованием сообщений различной степени достоверности, Муджтахиды использовали различные методы. Естественно, что это послужило образованию различных религиозно-правовых школ (мазхабов).
Ниже будут рассмотрены методы Муджтахидов 4-х сохранившихся до нашего времени мазхабов Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а (Людей Сунны и Согласия).
Но вначале мы предлагаем ознакомиться с некоторыми методами использования хадисов «Ахад» сподвижниками Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Метод Маликитов:
При использовании хадисов «Ахад» Имам Малик б. Анас (да будет милостив к нему Аллах) придерживался лишь одного условия: Хадис не должен противоречить обычаям мединцев (Амалю ахли-ль-Мадина). Если же полученное сообщение не соответствовало религиозной практике мединцев, то Имам не использовал такие хадисы. К примеру, он не использовал хадис, гласящий: «Пока покупатель и продавец не расстались друг с другом, каждый из них обладает правом отказа от заключенного ими соглашения (Мухаййар)", мотивируя тем, что подобное высказывание не соответствует обычаям мединцев.
Еще пример: Имам Малик б. Анас не действовал по хадису: «Когда кто-либо хочет выйти из молитвы (намаза), пусть отдаст приветствие: «Ас-саляму алейкум ва рахмату-л-Лах» вначале на правую сторону, а затем на левую сторону», так как сообщение противоречило обычаям мединцев, которые отдавали приветствие лишь на правую сторону.
Предпочтение Имамом Маликом б. Анасам обычаев жителей Медины хадисам, переданным одним Сахаба, объясняется тем, что Имам считал, что их обычаи связаны с религиозной практикой Пророка Аллаха (мир ему и благословение). Действия Имама объясняются тем, что свидетельство большего количества передатчиков является более ценным, чем свидетельство одного человека.
Многие муджтахиды были не согласны с его решением и вступали с ним в полемику. Оппоненты указывали на то, что обычаи жителей других областей часто не соответствуют Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха). А раз так, то и жители Медины не застрахованы от ошибок. Среди оппонентов Имама Малика б. Энеса был Лэйс б. Са'д, который написал ему по этому поводу письмо. Эта тема была также рассмотрена и в книге «Аль-Умм» Имама Мухаммада б. Идриса аш-Шафии, да будет милостив к ним ко всем Аллах субхана ва тааля. (IHIE, 79-80).
Метод Шафиитов:
Имам аш-Шафии придерживался метода, который не противоречил ни иджтихаду Имама Абу Ханифа, ни иджтихаду Имама Малика б. Энеса (да будет милостив к ним Аллах). Его основным условием использования хадиса «Ахад» было непременная неразрывность и достоверность цепи передатчиков.
К примеру, Имам аш-Шафии не стал давать фетву по хадису, полученному от рави через Айшу (да будет доволен ею Аллах), в котором говорилось:
«Хафсе принесли поесть. В это время мы обе соблюдали пост. Приняв эту пищу, мы нарушили пост. После этого к нам зашел Пророк Аллаха. Мы рассказали, что нас угостили едой, и, не удержавшись, нарушили свой пост. На это, Пророк Аллаха сказал нам: «Вреда от этого нет. Просто перенесите соблюдение этого поста на другой день».
Этот хадис из разряда «Мюрсель», то есть в цепи передатчиков существует разрыв. Это сообщение исходит от Зухри, которое он передает от Айши (да будет доволен ею Аллах).Однако, он не слышал это сообщение непосредственно от нее, а слышал от Урвы б. Зубайра. Ввиду этого, Имам аш-Шафии не стал использовать этот хадис, а вынес решение в соответствии с другими сообщениями. А именно: «Если мусульманин вознамерится держать дополнительный пост, а затем его нарушит, то нет необходимости соблюдения этого поста в другой день». (IHIE, 80).
Метод Ханбалитов:
Метод использования хадисов "Ахад" Имамом Ахмадом б. Ханбалом (да будет милостив к нему Аллах), схож с методом Имама аш-Шафии. С той лишь разницей, что он не ставил непременного условия неразрывности цепи передатчиков (Иттисал). Поэтому, Имам использовал хадисы «Му рсель» так же, как и Имамы Абу Ханифа и Малик б. Анас. То есть, предпочитал использование подобных хадисов сопоставлению аналогий (Кыйас).
Как видно из нашего обзора методов использования сообщений «Ахад», самое их широкое применение присутствует у Ханбалитов. Маликиты и Шафииты используют подобные сообщения шире, чем Ханафиты. А самое строгое отношение к хадисам, переданным лишь одним Сахаба, мы видим в мазхабе Ханафи.
Следует заметить, что правоведы указанных религиозно-правовых школ отдавали должное Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха), одинаково считая ее вторым Источником, после Благородного Корана. Их расхождения в использовании некоторых видов сообщений, представляли собой лишь их осторожное и бережное отношение к Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Все Муджтахиды соблюдали предосторожность в соответствии со своим пониманием важности вопроса.
Некоторые из них очень щепетильно относились к установившимся правилам по извлечению знаний из Источников, и старались не пользоваться сообщениями, противоречащими этим условиям. И это были Ханафиты.
Предосторожность других Муджтахидов заключалась в том, чтобы как можно более широко использовать все достоверные сообщения от Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Это относится ко всем ученым первых трех поколений.
Абу Асад аль-Ханафи «Люди сунны и согласия – кто они»