Методы использования хадисов разряда «Ахад» учеными Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а:
Известно, что при толковании религиозного права с использованием сообщений различной степени достоверности, Муджтахиды использовали различные методы. Естественно, что это послужило образованию различных религиозно-правовых школ (мазхабов).
Ниже будет рассмотрен метод Муджтахидов 4-х сохранившихся до нашего времени мазхабов Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а (Людей Сунны и Согласия).
Метод Ханафитов:
Авторы книг по основам Фикха пишут о том, что ученые Ханафитского мазхаба считают необходимым придерживаться трех условий при использовании сообщений «Ахад»:
1. Первое условие. Передатчик хадиса (Свидетель; Рави) должен соответствовать своей практикой переданному сообщению и не давать противоречащие ему фетвы. Если же Рави совершает подобное, то принимаются во внимание лишь его действия и фетвы, а не переданный им хадис.
Объясняется это тем, что ученые полагают, что если бы Рави не имел сведений о замене предыдущего сообщения другим повелением Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то он не стал бы вступать в противоречие с хадисом. Это было бы совершенно нелогично. Поэтому, в подобных случаях они предлагают следовать действиям и фетвам Передатчика (Рави).
Например, Ханафиты не действовали в соответствии с хадисом, полученным от Абу Хурайры, в котором говорилось: «Если чью-либо посуду оближет собака, то пусть он выльет содержимое, и вымоет (очистит) семь раз, один из которых - с использованием чистой земли».
Объясняется это сообщением от Дарэкутни, в котором говорится, что сам Абу Хурайра чистил свою посуду лишь троекратно и фетву давал именно в соответствии с этими действиями. Ввиду этого, Ханафиты приняли его фетву как доказательство отмены предыдущего сообщения, и действовали по этой фетве.
Второй пример. К этому же разряду относится и хадис от нашей матери Айшы (да будет доволен ею Аллах), в котором говорится: «Если женщина выйдет замуж без разрешения своего опекуна (вали), то ее замужество недействительно». Ханафиты не действовали по этому хадису, так как считали, что этот хадис был впоследствии отменен. Причиной тому было то, что сама Айша, да будет доволен ею Аллах, действовала в противоречии с этим хадисом, выдав замуж дочь своего брата Абду-р-Рахмана (да будет доволен им Аллах), когда тот находился в это время в Сирии. И, несмотря на то, что вернувшийся брат был немало расстроен совершенным без его ведома Никяахом, нет никаких сообщений о расторжении этого договора.
2. Второе условие. Хадис Ахад не должен сообщать о действиях очень распространенных, отвечающих потребностям большого количества мусульман. Такое положение в книгах по Основам Фикха называют «Умуму-ль-Бэлява». Такой хадис муджтахиды Ханафитского мазхаба принимают настороженно, так как подобное сообщение должно было бы передаваться большим количеством Рави, а не оставаться в разряде «Ахад». А раз сообщение было передано лишь одним передатчиком, то достоверность его вызывает сомнение. Если бы сообщение было достоверным, считают они, то хадис оказался бы в разряде «Таватюр».
Ввиду подобных соображений, ученые мазхаба Ханафи не приняли к исполнению хадис от Абдуллаха б. Умара, в котором говорится о действии Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в молитве: «Перед совершением поясного поклона (Рукуу) и при возвращении в положение стоя (Кыйам), он вскидывал руки вверх».
Ученые-ханафиты считали, что если бы Пророк (мир ему и благословение Аллаха)всегда вскидывал руки в молитве, то эти его действия должны были бы совершать все сахаба, так как они все бы об этом знали. В таком случае и сообщений было бы об этом очень много, и действия эти исполняли бы все без исключения.
Второй пример: По этим же соображениям ханафитами не был принят к исполнению хадис, переданный Тирмизи, в котором говорится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) перед чтением в молитве «Фатихи», произносил «Бисмиллях…» вслух. Если бы Пророк делал это постоянно, то передатчиков хадиса было бы великое множество.
3. Третье условие. Если передатчик не достиг уровня иджтихада по фикху, то переданный им хадис не должен противоречить условиям Кыяса (сопоставлению аналогий) и основам Шариата. К примеру, если передатчик является одним из 4-х праведных халифов, или известным знатоком фикха и рави (к примеру, таким как Абдуллах б. Аббас или Абдуллах б. Мас'уд), тогда этот хадис принимается к исполнению.
Если же хадис передается такими передатчиками, как хазрат Анас б. Малик или хазрат Билял, известных тем, что являются лишь передатчиками, но не муджтахидами в вопросах права, то хадис не может быть использован безоговорочно. Этих условий придерживаются очень многие муджтахиды. Объясняют они это тем, что при передаче хадиса, передатчики, не являющиеся специалистами по фикху, не обладающие достаточной степенью иджтихада, могут разъяснять действия Пророка (мир ему и благословение Аллаха)неверно, или же (при передаче слов) невольно добавлять свои мысли, взгляды.
Поэтому, при использовании хадисов "Ахад", переданных сподвижниками, не являющимися муджтахидами самого высокого ряда, ученые-ханафиты отдают предпочтение сопоставлению аналогий и общим принципам религиозного права. (IHIE, 75-77).
Абу Асад аль-Ханафи «Люди сунны и согласия – кто они»