Месяц Раби уль-авваль имеет особую значимость для мусульман всего мира. Именно в этот месяц на свет появился посланник Аллаха ﷺ, который в скором времени приведёт людей к исламу. О том, какую роль в жизни современных мусульман играет Мавлид, проводили ли его сахабы Пророка ﷺ нам рассказал Рашид хазрат Сибгатулин, доктор исламских наук, член совета улемов Духовного управления мусульман РТ.
«В этот месяц у многих мусульман принято проводить мероприятия, посвящённые рождению, приходу в этот мир посланника Аллаха ﷺ, выражать свою радость разными поклонениями, добрыми делами. Так в чём же заключается сущность Мавлида? Почему его проводят мусульмане? Основа Мавлида – это благодарность Аллаху за то, что Он даровал нам Пророка ﷺ», – объясняет Рашид хазрат Сибгатулин.
Отмечал ли сам посланник Аллаха ﷺ каким-либо образом свой день рождения? На это, поясняет хазрат, можно ответить следующим хадисом: «Посланник Аллаха ﷺ, когда его спросили о соблюдении поста в понедельник и четверг, о понедельнике он сказал: «В этот день родился я и в этот день мне дано было откровение».
Таким образом, становится ясно, что пророк Мухаммад ﷺ выделял этот день тем, что совершал благое дело. Мусульманские учёные же уверены, что эта дата не ограничивается соблюдением поста только в день рождения Пророка ﷺ. Совершать благие дела можно и нужно на протяжении всего месяца Раби уль-авваль. Давать милостыню, помогать бедным, читать жизнеописание Пророка ﷺ, читать аяты Священного Корана, угощать гостей, неимущих, нуждающихся людей – всё это проявление благодарности.
Это интересно! Читайте также: Насколько сильно допустимо любить посланника Аллаха ﷺ?
«Мы должны понять, что говорить о каком-то действии, которое не происходило в эпоху Посланника ﷺ, о котором нет ясного текста Корана или хадиса Пророка ﷺ, о дозволенности или запретности этого дела имеет право только муджтахид. Не каждый человек, имеющий какие-то знания, вправе выносить суждение или давать религиозное заключение относительно конкретного дела. Мы должны возвращаться к правилам шариата, которые оставил после себя пророк Мухаммад ﷺ», – подчеркнул Рашид хазрат Сибгатулин.
Земная жизнь нашего Пророка ﷺ длилась 63 года. Часть своих лет он прожил в Мекке, призывая тех, кто не уверовал, стать мусульманами, признать единобожие. В Медине Мухаммад ﷺ провел всего 10 лет. Это именно то время, когда ему ниспосылались законы, подробности, вопросы халяля и харама.
«Если бы любое действие, которое Пророк ﷺ не совершил при жизни, являлось запретным, то тогда большинство дел, которые совершают люди, стали бы запретными. Посланник Аллаха ﷺ за период своей жизни не мог охватить всего того, что будет делать его умма в будущем. Более тысячи лет живёт умма Пророка ﷺ. Посланник Аллаха ﷺ оставил после себя определённые правила, опираясь на которые великие учёные уммы делают заключение по конкретным вопросам», – поясняет Рашид хазрат Сибгатуллин.
Говоря о запрете поминания Аллаха, упоминания качеств Пророка ﷺ во время проведения Мавлида, может ли этот человек запретить построение михрабов в мечетях? Может ли он запретить второй азан в пятничный день, который ввёл праведный халиф Усман? Конечно, нет, уверен наш собеседник.
«Смысл в том, соответствует ли совершаемое деяние сунне, учению Пророка ﷺ и оставленным им правилам», – отвечает Рашид хазрат Сибгатулин.
Известен хадис, который гласит, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто вводит в ислам хорошее дело, то ему будет награда за это, не уменьшая награды тех, кто последовал за ним». В продолжение этого хадиса Пророк ﷺ добавил: «А кто вводит в ислам плохое дело, плохое новшество, ему за это будет грех, и будет грех за тех, кто последовал за этим, не уменьшая их греха» (Муслим).
«От имама Шафии нам известно, что в вопросах религии нововведения делятся на два вида: «Первый вид – это нововведение, которое противоречит Корану, или сунне Пророка ﷺ, или преданиям от сахабов, или единогласному мнению муджтахидов. Это нововведение является заблуждением, это неприемлемо. И второй вид – это нововведение, которое не противоречит ничему упомянутому ранее», – приводит слова имама Шафии Рашид хазрат Сибгатулин.
Актуально! Читайте также: Мавлид ан-Наби: как оживить среди мусульман любовь к Пророку ﷺ?
Приведём некоторые имена учёных, которые говорят о желательности Мавлида. В первую очередь, нужно привести слова хафиза Абдуррахман ибн Исмаил аль-Макдиси (Абу Шама) (умер в 965 году по хиджре).
В своей книге, приводит Сибгатуллин, он говорил: «Из лучших нововведений, из того, что стали совершать люди, – это мероприятие, проводимое каждый год в день, соответствующий дню рождения Пророка ﷺ. Как например, милостыня, пожертвование, которые совершаются в этот день, добрые деяния, проявления радости, добродетель к бедным, нуждающимся людям. Всё это указывает на любовь и возвеличивание Пророка ﷺ в сердце того, кто проводит данное мероприятие, благодаря Аллаха за то, что Он послал нам Мухаммада ﷺ».
Аль-хафиз Мухаммад Абдурахман Ассахауви (умер в 902 году по хиджре) в своей книге о фетвах писал: «Воистину, совершение или проведение Мавлида появилось после первых трёх столетий. Мусульмане с разных стран в больших городах продолжают проводить мавлид, раздают садака в эту ночь, читают аяты Священного Корана, чем и получают баракат и благословение Всевышнего».
Хафиз Джялялутдин Абдуррахман ибн Абибакар Ас-Суюти (умер в 911 году по хиджре) в своём трактате сказал: «Основа проведения Мавлида заключается в собрании людей, чтении некоторых аятов Корана, передаче некоторые риваятов, известий о начале откровения пророку Мухаммаду ﷺ, какие знамения произошли при его появлении. Затем накрывается стол, и они уходят, не добавляют ничего лишнего. Это относится к благим нововведениям, за которые человек получает саваб, награду, так как это содержит в себе возвеличивание степени нашего Посланника ﷺ, проявление радости его рождению».
Читайте также: Что сказал Пророк ﷺ о Мавлиде?
Шейх Мухаммад ибн Ахмад аль-Малики (умер в 1299 году по хиджре) в своей книге написал: «Мусульмане продолжают праздновать Мавлид и обращать особое внимание на месяц рождения Пророка ﷺ, накрывая стол и проявляя милосердие к людям в эту ночь, давая милостыню разного вида. Первый, кто провёл это мероприятие данным образом, – Абу Саид, который был правителем города Ирбиль».
Шейх Мухаммад Хадыр Хусейн (умер в 1378 году по хиджре), бывший руководитель университета Аль-Азхар в прошлом, отмечал: «Наше празднование, торжество по случаю рождения Пророка ﷺ не несёт в себе ничего плохого. И мы не сделали чего-то иного, чем то, что совершал Али ибн Талиб или Аннас ибн Малик. Они рассказывали о качествах Пророка ﷺ, о его культуре, его нравственности. В этом и заключается суть проведения Мавлида, когда люди, далёкие от соблюдения, выполнения норм шариата, приходят на это мероприятие, им рассказывают и прививают любовь к самому лучшему человеку – посланнику Аллаха ﷺ. Это мероприятие содержит в себе много блага, бараката, нельзя его считать чем-то запретным».
Шейх Абу Маджид Аль-Магриби говорил: «Люди привыкли и взяли в качестве традиции проведения торжества по случаю рождения Пророка ﷺ, чтобы послушать историю его прихода в этот мир. Какое это прекрасное напоминание и событие, благодаря которому Аллах вывел людей из тьмы к свету. Как же проводить Мавлид? Те, кто желают проявить радость и сделать благо по случаю рождения Пророка ﷺ, им достаточно собрать благочестивых, праведных людей, нуждающихся, бедных, накормить их, дать им милостыню, проявляя любовь к пророку Мухаммаду ﷺ. Если они хотят чего-то большего, то пусть приведут человека с красивым голосом, который будет рассказывать о качествах Пророка ﷺ, декламировать стихи, побуждающие к благому нраву, которые оживляют и пробуждают сердца для совершения добрых дел и воздерживают от плохого».
(Фото: shutterstock.com).