Передано от Касира бин Кайиса, сказавшего: «Я сидел вместе с Абу Дарда в мечети Дамаска. К нему подошел некий человек и сказал: «О Абу Дарда, мне сообщили, что ты рассказываешь хадис со слов Посланника Аллаха (мир ему), и, чтобы узнать этот хадис, я прибыл сюда из города Пророка (мир ему)».
Абу Дарда спросил: «А может ты приехал сюда с целью торговли или по каким-то другим делам, или же ты приехал, чтобы узнать этот хадис?».
Тот человек ответил: «Я приехал только лишь для того, чтобы узнать хадис».
Абу Дарда сказал: «Поистине, я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему)сказал:
«Тому, кто вступит на путь поисков знаний, Аллах облегчит путь в рай. Поистине, ангелы будут простирать свои крылья под ноги ищущего знания, выражая свое удовлетворение. Все создания, которые в небесах и на земле, и даже рыбы в воде будут просить знающему прощения у Аллаха.
Поистине, превосходство знающего над поклоняющимся подобно превосходству луны в ночь полнолуния над прочими небесными светилами. Поистине, знающие являются наследниками пророков, пророки же не оставляли в наследство ни динары, ни дирхемы, а оставляли в наследство только знание. Тому, кто приобрел это знание, воистину, достанется великий удел».
Факих со своим иснадом передал от 'Абдуллы бин Мас'уда, сказавшего: «Существуют две разные группы людей, которые не останавливаются в своих устремлениях. Это желающие знания и желающие мирских богатств. Они не равны. Приобретающие знания увеличивают довольство Аллаха, а стремящиеся к приобретению богатств дальнего мира увеличивают совершение грехов. После этого он прочитал: «...(по-настоящему) боятся Аллаха из рабов Его (только) знающие91».
Затем: «Поистине, человек преступает пределы дозволенного и возносится перед своим Господом и становится высокомерным, видя себя разбогатевшим и обладающим имуществом92».
Передано от Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему) сказал:
«Тот, кто хочет посмотреть на освободившихся от огня ада, пусть посмотрит на постигающих знания. Клянусь Всевышним Аллахом, ученику, который идет к двери ученого, чтобы получить знания, за каждую букву и за каждый сделанный шаг, Аллах Та'аля запишет награду за поклонение, совершаемое в течение одного года. За каждый сделанный шаг Аллах построит для него в раю один город.
Когда он будет ходить по земле, то земля будет просить за него прощения у Аллаха. Таким образом, он встретит рассвет прощенным. Ангелы засвидетельствуют в его пользу и скажут: «Они рабы Всевышнего Аллаха, которые освободились от огня ада».
Факих со своим иснадом передал от Абу Джа'фара (да будет доволен им Аллах): "Однажды, когда Посланник Аллаха вошел в мечеть, он увидел два собрания. На одном собрании поминали Всевышнего Аллаха. На втором собрании изучали знания. Обращались к Аллаху с мольбами и призывали к этому других. Посланник Аллаха (мир ему) сказал:
«Оба эти собрания благословенны, однако одно собрание лучше другого. На одном собрании обращаются к Аллаху с мольбами. Если Всевышний Аллах захочет, то дарует им то, что они просят, а если не захочет, не даст. Вторая группа постигает знания и обучает невежд. Я сам был послан Всевышним Аллахом, чтобы учить людей. Поэтому эта группа лучше». Затем Посланник Аллаха (мир ему) сел рядом с постигающими знания».
Передано, что Абу Дарда сказал: «Поистине, изучить какой-нибудь вопрос предпочтительнее для меня, чем всю ночь провести в молитвах».
Передано, что Ибн Мас'уд сказал: «Сейчас вы в такое время, когда деяние выше и благословеннее, чем знание. Но вскоре придет время, когда знание будет выше и благословеннее, чем деяние».
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «На этой земле наилучшими деяниями являются три деяния: поиск знаний, борьба на пути Аллаха, добывание пропитания дозволенным путем. Ибо ищущий знания – любимец Алпаха, сражающий на пути Аллаха - уважаемый раб Аллаха, добывающий пропитание дозволенным путем - друг Аллаха».
Передано от Посланника Аллаха (мир ему), сказавшего: «Кто требует знания не ради Всевышнего Аллаха, тот не покинет мир до тех пор, пока к нему не придет знание, которое будет ради довольства Аллаха. Кто требует знания ради довольства Всевышнего Аллаха, тот подобен постящемуся днем и поклоняющемуся ночью. Поистине, одна дверь знаний лучше, чем расходование на пути Аллаха золота величиною в гору Абу Кабис в Мекке».
У 'Абдуллы бин Мубарака спросили: «До каких пор приобретение знаний для человека будет прекрасным?».
Он сказал: «До тех пор, пока для него невежество будет безобразным».
Сообщается, что Му’аз бин Джабаль сказал: «Приобретайте знание, ибо приобретение знания есть благо, стремление к знанию есть поклонение, изучение чего-либо вместе с другими есть прославление, поиски знания являются джихадом, обучение знанию того, кто им не обладает, является садакой, а передача знания тем, кто способен к его восприятию, является средством приближения к Аллаху. Будьте благоразумны, воистину, знание - это путь, ведущий в рай. Знание станет собеседником в одиночестве и товарищем в уединении, богатому оно укажет путь, бедному поможет при трудностях. Для друзей оно украшение, а для врагов оружие.
Посредством знания Аллах возвысит (некоторых) людей и сделает их во всем благом руководителями, за которыми будут следовать. Ангелы пожелают дружбы с ними, погладят их своими крыльями. Все животные этого мира будут благодарить их. Благодаря знанию раб Аллаха (сможет) достичь положения благочестивых и высших ступеней в этом мире и ахирате. Размышление о знании равно посту, а приобретение знания совместно с другими - ночной молитве. Благодаря знанию человек становится богобоязненным и узнаёт о дозволенном и запретном; знание является руководителем, а дела следуют за ним, оно внушается счастливым, а лишаются его злосчастные».
Факих со своим иснадом передал от Хасана Басри, который сказал: «Я не знаю, что лучше борьбы на пути Аллаха, кроме изучения знаний. Если человек выйдет на путь поисков знаний, то ангелы окружат его своими крыльями. Птицы в небе, звери на земле и рыбы в воде будут благодарить его. Всевышний Аллах одарит его семьюдесятью двумя наградами праведников (садык).
Будьте разумны, стремитесь к знаниям. Желайте для получения знаний спокойствия души, мягкости и осторожности. Будьте снисходительны к тем, кто получает знания, и к тем, кто обучает вас. Не хвастайтесь своими знаниями перед учёными и не пререкайтесь с глупцами, не приближайтесь к правителям , не гордитесь своими знаниями перед рабами Аллаха. Если возгордитесь, то вы будете из числа жестоких ученых, на которых гневается Аллах. Всевышний Аллах закроет в аду таких ученых вниз лицом.
Получайте знания, которые не принесут вреда поклонению Всевышнему Аллаху. И поклоняйтесь Аллаху так, чтобы поклонение не принесло вреда получению знаний, ибо знания применяются в деяниях. Не будьте из числа тех, кто бросил знания. Но будьте как те, кто привязался к поклонению. Кто совершает деяние без знаний, тот подобен заблудившемуся в пути. Сколько бы этот путник ни старался, он удлиняет свой путь».
'Абдулла бин 'Амру бин 'Ас (да будет доволен им Аллах) передал, что Посланник Аллаха (мир ему) сказал:
«Поистине, Аллах Всевышний не станет возносить знания, забирая их, но Он будет забирать ученых с их знаниями, а когда Он не оставит (в живых) ни одного обладающего знанием, люди станут избирать (для себя) невежественных руководителей. Им будут задавать вопросы, и они будут отвечать, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение (других)».
Передано от Ибн Мубарака. Однажды его спросили: «Если бы Аллах Та'аля известил тебя, что ты вечером покинешь этот мир, что бы ты делал?». Ибн Мубарак ответил: «И в этот день я бы продолжил получать знания».
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал от нашего Пророка (мир ему). Пророк (мир ему) сказал: «Не было наиболее превосходного поклонения Аллаху, чем через глубокое понимание религии. Против шайтана один ученый более стоек, чем тысяча поклоняющихся Аллаху (‘абид). Поистине, у каждой вещи есть столп, основание для опоры. Столп религии (дин) - это знание фикха».
Ибн 'Аббас сказал: «Знания лучше, чем богатство. Знания сохраняют тебя, однако ты сохраняешь богатство. Знания становятся прекраснее, когда ты расходуешь их, а когда ты расходуешь богатство, то оно уменьшается».
Передано от Абу Дарды, он сказал: «Ученый и ученик равны в вознаграждениях. Люди делятся на тех, кто постигает знания, и тех, кто обучает. В других нет блага».
___________________________________
91. Сура «Фатыр», 28 аят.
92. Сура «Аль-'Аляк», 6-7.
Из книги "Танбихуль гафилин"