Курбан-байрам: адабы приема гостей

Гостей надо потчевать имеющимися в доме напитками, блюдами и фруктами. Угощать гостей фруктами и овощами является мустахабом. За столом, на котором имеется зелень, присутствуют ангелы (Июн Хиббан «Маджрухин», 2/186; Исбехани «Ахбару», 2/187).

На столе должны быть разломанный хлеб, отделенное от кости мясо, мелкая соль и разложенные в тарелки блюда. Так сказано в книге «Ихья улюм ад-дин».

Этикет мусульманина: может ли изобилие угощений быть исрафом?
Мусульмане славятся своим гостеприимством и щедро накрытыми столами для гостей. Но есть ли определенные адабы того, каким должен быть стол верующего человека? И на что готов мусульманин ради довольства своих гостей?
07.07.2021
4935

У прежних поколений был обычай выставлять разом на стол все приготовленные блюда. Таким образом, каждый ел то, что ему по душе.

Один из шейхов рассказывал: «В Сирии один шейх принес мне одно блюдо. Я сказал ему, что у нас в Ираке такое блюдо выносят только в конце трапезы. Шейх ответил мне: «Так же принято и в Сирии». Тогда я понял, что у шейха нет другой еды, кроме этой. И мне стало очень стыдно». Другой человек поведал следующее: «Однажды мы группой из нескольких человек были в гостях, и нам принесли суп с потрохами и сваренные бараньи головы. Мы не стали есть предложенную еду и ждали, когда нам принесут следующие блюда. И тут видим: нам вынесли тазик с водой для мытья рук. Других блюд нам не принесли. Мы были сильно удивлены и стали переглядываться. Присутствовавший за столом старый шутник сказал нам тогда: «Аллах в силах сотворить головы без туловища». В тот вечер мы остались голодными. И нам ничего не оставалось, как дожидаться времени сухура, чтобы поесть супа с потрохами и другие блюда».

Если имеются фрукты, то их надо принести до еды. Так же сказано и в книгах по медицине. Съеденные в начале фрукты будут способствовать лучшей переработке в желудке других продуктов, если эти фрукты останутся под другой пищей. Имам Газали (р.а.) считал, что это подтверждается следующими аятами:

وَلَحْمِ طَيْرٍ مِّمَّا يَشْتَهُونَ وَفَاكِهَةٍ مِّمَّا يَتَخَيَّرُونَ

«С фруктами, которые они выбирают, и мясом птиц, которое они желают» (Вакиа, 56/20-21).

Нельзя заставлять гостей прислуживать за столом, это противоречит принципам гостеприимства. Однажды к Умару б. Абдул-Азизу (р.а.) пришел гость.

После ясту-намаза халиф Умар (р.а.) приступил к написанию чего-то. А гость в это время сидел рядом с ним. У освещающей комнату лампы заканчивалось масло. Гость встал и хотел налить в лампу масла. Но халиф Умар (р.а.) сказал гостю:

Нам не подобает заставлять гостя что-то делать.

Тогда разбудим слугу и пускай он нальет масла, – предложил гость.

Слуга только что заснул, мы не станем его беспокоить, – сказал халиф Умар (р.а.). Затем он встал и сам налил масла в лампу.

Гость, сильно удивленный таким поступком халифа, промолвил:

О Повелитель правоверных! Вы сами встали и сделали это. Если бы вы позволили, мы сделали бы эту работу.

В ответ халиф сказал так:

Я встал на ноги, как Умар, и так же сел на место, оставаясь Умаром. Перед Аллахом наилучший из людей тот, кто проявляет смирение.

Блюда на стол надо ставить по одному, ибо в хадисе сказано:

«Аллах – один, и Он любит единственность» (Абу Давуд, Витр, 1; Тирмизи, Витр, 2).

Если хозяин дома садится за стол вместе с гостями, то будет сунной ему первым приступить к еде и встать со стола последним.

Пока гости не насытятся, хозяин дома не должен перестать кушать. Если он перестанет кушать, то гости постесняются продолжить есть и встанут со стола, не наевшись.

Заметив отсутствие у гостя желания кушать, надо побудить его к еде. Некоторые гостеприимные люди поступали так: на стол ставились разнообразные блюда, и когда гости были уже почти сыты, хозяин дома опускался на колени и, воздев к небу руки, произносил: «Бисмилляхи, давайте, помогите мне, чтобы Аллах даровал мне много бараката».

Такой поступок приходился гостям по душе, ибо награду за сделанное гостям добро надо ждать от Аллаха. Когда кого-то приглашаешь в гости, нужно это делать ради довольства Аллаха.

Нельзя звать гостей ради показухи, из хвастовства или гордыни. Не нужно пускать к себе в дом таких людей, которые не понравятся гостям, которых они на дух не переносят. Не должно быть так, что в гости будут приглашены только богатые, а бедные позабыты.

Из одной семьи не приглашают в гости только отца, нужно пригласить и его сына. Нельзя звать в гости только одного из двух братьев, следует позвать их обоих. Поскольку человек, которого не пригласили, может обидеться.

Не нужно звать в гости тех, кому не нравится, когда их приглашают. Суфьян (р.а.) говорил: «Если пригласить в гости того, кто не желает быть приглашенным, то пригласившему это запишется как грех. Если приглашенный примет это приглашение против своего желания, то пригласившему это запишется как два греха. Ибо он заставил его кушать, когда тому вовсе не хотелось есть».

Когда приглашаешь людей в гости, надо сперва позвать тех, кто обладает наибольшими знаниями и, кто старше по возрасту. Нельзя угощать гостей тем, что противоречит сунне.

Также не нужно предлагать гостям того, что им не нравится, чего они не захотят есть. Гостям нужно сообщать о наступлении времени намаза, поскольку некоторые из них могут ошибочно полагать, что время намаза еще не наступило.

Гостю на ночь надо оставить всё, что может ему понадобиться: лампу, мисвак, воду для тахарата, полотенце и др. Перед тем, как что-то предложить гостю, нельзя у него спрашивать: «Не хотите ли того-то?» Подобные слова не соответствуют этикету и могут быть восприняты гостем как унижение.

Суфьян ас-Саури (р.а.) говорил: «Когда к тебе в гости пришел твой брат по вере, не нужно говорить ему: «Не хотите ли чего-нибудь покушать?», «Не предложить ли вам чего-нибудь?» Ты предложи ему и поставь перед ним. А он пускай покушает или оставит. Если хозяин дома не хочет угощать навестившего его человека, пусть ничего не готовит. Один из суфиев говорил: «Если к вам домой придет нищий, накормите его. Если придет ученый, задайте ему вопросы относительно религии. Если придет тот, кто красиво читает Коран, укажите ему на михраб».

Когда гостю предлагают что-нибудь покушать, одновременно надо подать и питьевую воду или другой напиток. Предлагая гостям помыть руки перед едой, надо начинать с тех, кто справа.

Перед едой первыми руки моют те, кто моложе, а после еды – кто постарше. В первом случае, старших не заставляют ждать, во втором случае, проявляют к ним уважение.

Гостя ни на миг нельзя оставлять одного. Подав что-нибудь одному из гостей, нельзя лишить этого других гостей. Хозяин дома не должен шептаться отдельно с некоторыми из гостей, поскольку это может пробудить у остальных нехорошие предположения.

Рядом с гостями не нужно долго молчать, наоборот, своими разговорами надо постараться избавить их от стеснительности. Гостям также следует разговаривать о полезных вещах, избегая пустых разговоров.

В присутствии гостей хозяин дома не должен сердиться и кричать на свою жену, детей и на слуг, не должен вести себя грубо. Ему также нельзя сидеть с недовольным видом. Даже если в доме будет покойник, с гостями нужно быть приветливым. В аяте сказано:

وَأَمَّا السَّائِلَ فَلَا تَنْهَرْ

«И не гони просящего!» (Духа, 93/10).

Когда хозяин дома режет для гостей арбуз или дыню, то сам должен первым попробовать их на вкус, и только после этого предложить гостям.

Если блюда готовы, то гостей не нужно заставлять ждать, надо первым начинать кушать, ибо заставлять ждать за столом – плохая привычка.

В книге под названием «Бустан» сказано так: «Эти три вещи заставляют человека нервничать: слишком медленно идущий вестник, не дающая достаточно света лампа и заставляющий гостей ждать за столом».

После окончания трапезы, гостям дозволено расходиться по домам. Не нужно заставлять гостей сидеть до позднего часа. В аяте сказано:

فَإِذَا طَعِمْتُمْ فَانتَشِرُوا

«А когда поедите, то расходитесь» (Ахзаб, 33/53).

Хозяин дома должен проводить гостей до двери. Это будет одним из проявлений гостеприимства. Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «Выходить вместе с гостями до ворот является сунной» (Ибн Маджа, Китабуʼль Атʼима, 3358; Кудаи «Муснад аш-Шихаб», 2/184).

Это интересно! Читайте также: 11 важных адабов, которые должен соблюдать мусульманин

Хасан аль-Басри (р.а.) говорил, что «к каждому, кто станет принимать в гостях того, кого считает своим братом на пути Аллаха, в день киямата Всевышний пошлет ангелов, чтобы под Аршем, в раю, они принимали его в гостях».

Один из алимов говорил, что в начале творения всю Землю покрывала вода. Арш стоял на воде. Аллах велел Аршу подняться выше небес. Пока Арш поднимался к своему месту, за ним, провожая его, начала подниматься вода, которая была на том месте, где находится Кааба.

Вода поднялась до такого уровня, до которого дозволил ей Аллах. Затем Всевышний повелел воде опуститься вниз. И тогда вода обратилась к Аршу со такими словами: «Если бы Аллах не повелел мне опуститься вниз, то я проводила бы тебя до самого твоего места нахождения».

После этого Аллах сказал воде: «Ты, проявив уважение ко Мне, проводила Арша до небес. Я тоже возвысил то место, где ты находилась (Каабу), сделал его киблой для всех сотворенных, сделал его тем местом, где исполняются желания». Вот поэтому наш Пророк (р.а.) соизволил сказать: «Если кто-то сделает семь шагов, провожая своего гостя, то Аллах закроет для него семь ворот ада. Если сделает восемь шагов, провожая гостя, то для этого человека Аллах откроет восемь райских ворот, и тот человек войдет в те ворота, в которые пожелает» («Хулесатуʼль Хакаик»).

Встретив пришедших гостей, хозяин дома первым заходит в дом, показывая дорогу. Оказывая же им прием, он уважительно пропустит их вперед, говоря «Пожалуйте!»

Чужестранцев и бедных людей три дня принимать в гостях является сунной. А если позволить им оставаться в гостях более трех дней, то это будет считаться благодеянием (Бухари, № 6135; Муслим, № 48).

То есть, незнакомых путников и нищих по их просьбе следует принимать у себя в гостях не менее трех дней, предоставляя им кров, еду и питье, поскольку это является сунной муаккада. Если более трех дней, то это уже благодеяние (садака), и зависит от воли хозяина дома: если захочет, оставит, а если не захочет, то не станет этого делать («Шарх-и Месабих»).

При расставании с гостившими у тебя дома путниками и бедными людьми нужно отдать им еды на один день, чтобы они могли поесть по дороге.

Гости должны выразить благодарность хозяевам за хороший прием, говоря им: «Вы оказали нам честь. Пусть Аллах вознаградит вас за ваше добро».

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Вместе с гостем надо выходить до ворот, это сунна» (Ибн Маджа «Китабу’ль Ат’има», 3358; Кудаи «Муснад аш-Шихаб», 2/184).

Как бы ни старался хозяин дома услужить своим гостям, всё же он должен считать себя недостаточно усердным. Он не станет лишний раз напоминать им о сделанном добре и не будет ждать от них какой-то благодарности.

Адабы похода в гости
Для того чтобы, придя в гости, не причинять хозяевам неудобств и затруднений, необходимо соблюдать следующие условия
29.04.2016
8502
Социальные комментарии Cackle