Очередное событие с хладнокровным убийством на фоне беспочвенной ненависти юного убийцы к людям, зародившейся ещё в его детстве, вынудило взрослых переосмыслить методы воспитания своих чад, дабы в дальнейшем избежать появления подобных потрясений в обществе. Вновь стали звучать вопросы: кто виноват, чего не хватает современным детям, так ли вредны компьютерные игры и достаточно ли для их счастья материального благополучия? Над всем этим давно ломают голову и психологи, и родители. Ну как давно? Примерно с тех пор, как традиционные, духовные ценности стали заменяться материальными.
Потому, по сути, ломать голову-то не над чем. Абсолютно очевидно, что проблема общества в дефиците человечности, кроющейся в божественных заповедях, неверие в которые опустошило людей изнутри. Ещё бы! Ведь великий замысел столь сложного и тонкого творения, имеющего душу, как человек, сузился до столь бессмысленного существования с целью лишь наживы и развлечения.
Это, в свою очередь, привело к раздроблению некогда всеобщих норм морали, идеологии единства на множество разных и противоречивых фрагментов демократического мышления, когда каждый считает себя более достойным, правым, лучшим. Разумеется, это прямая дорога к хаосу: таким обществом невозможно ни управлять, ни угодить потребностям всех его членов. Ибо из-за противоречивости их взглядов на одни и те же вещи выходит, что, угождая одним, автоматически притесняются другие. Любая нормальная человеческая психика не может оставаться здоровой при таком укладе нестабильной жизни. От безбожия, неуважения, бесстыдства и повсеместной лжи люди лишаются благодати. А семья, в которой растут дети, как раз состоит из членов, вынужденных жить среди этого хаоса.
Наша религия гласит: воспитание ребёнка начинается ещё до выбора его матери/отца, не говоря уже об обществе.
Ислам требует соблюдения духовной и телесной чистоты. Последнее касается не только гигиены, но и употребления дозволенной пищи будущими родителями: «Для проживания в мире ребёнок появился в отцовском семени. В материнской утробе из семени приобрёл форму. Как жил отец, какую пищу употреблял, и какое семя он в результате произвёл, отражается на ребёнке. Сколько не старайся, от семени лебеды не вырастишь пшеницу. Так же важно и то, какую жизнь ведёт будущая мама, как живёт, выйдя замуж, какую пищу употребляет, как одевается, потому что тело ребёнка формируется из пищи, употребляемой мамой» (из книги Джалиля Фазлыева «Ребёнок мусульманина»).
В противном случае, если даже человек во взрослой жизни станет верующим, ему будет сложно на пути совершенствования управлять телом, взращенном на хараме. Не потому ли сегодня, после длительной борьбы с религиями, многие, несмотря на то, что считают себя верующими, не в состоянии соблюдать свою религию?
Первая основа здорового общества – здоровый дух каждой его единицы. Для этого важно единство, базирующееся на неизменной идеологии, коей является вера во Всевышнего. А постоянность её доказана тысячелетиями, блестящей историей наших праведных предков, которым удавалось воспитывать полнокровных, успешных личностей и героев. Тогда не нуждались в психологах. Чтобы быть уравновешенным, имеющим ясный разум человеком, достаточно было жить согласно естественным человеческим ценностям, где есть добро и зло, плохое и хорошее, и отношение к ним всегда однозначно.
Чем дальше люди от религии, тем более извращённым становится их мировоззрение. Плохое превращается в хорошее, неприемлемое в нормальное. Отсюда, подобно ошибке в геноме, происходит моральная мутация, порождающая уродства во всём обществе. Болезнь. Так устроен забывчивый по натуре человек (инсан): ему необходимо крепко держаться эталона правильности, которое охраняет его от заблуждения и бед: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от неё. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, — быть может, вы последуете прямым путём» (Али Имран, 103).
Иначе же, подобно иммунной реакции, какая-то часть общества или её членов рано или поздно восстанет против происходящего: в виде бунта, убийства, срывов, в ярко выраженной аморальности и ненависти – кто как сумеет. Быть может, это будет выглядеть неким оправданием возрастающей преступности, но правда в том, что в дефиците истинного счастья молодого поколения виновато поколение, оставившее ему в наследство такую реальность. В его погоне за более комфортной мирской жизнью жертвовались и жертвуются все остальные важнейшие «человекоделающие» основы.
Ни компьютерные игры, ни изобилие мирских благ не способны повлиять отрицательно на психику ребёнка, если они являются лишь одними из многих вещей в его жизни, а не главными, полностью наполняющими его душу и разум. Их должны наполнять духовные основы, с которыми он станет сверяться всю свою жизнь, и совершать те или иные поступки, исходя из них. Сформировавшегося на такой основе человека трудно сбить с правильного пути, навязать иную губительную идеологию, так как он уже до краёв будет наполнен здоровым убеждением, иметь ответы на все свои вопросы о смысле жизни. Но всё это вначале лежит на плечах родителей, а потом государства. Невозможно благополучно избавиться от преступности в обществе, лишь грозя пальцем, штрафами и заключением в тюрьму.
В связи с этим вспомнились слова одного учёного ислама, который в эпоху смут и беспорядков в обществе, несмотря на свой статус, вынужден был зарабатывать себе на хлеб ремеслом сапожника. Когда к нему подошёл узнавший его человек и удивлённо спросил: «Разве же подобает учёному заниматься таким делом, сидя на улице, тогда как правитель предлагает вам должность судьи этого города?!», он ответил: «Как же я буду судить людей по исламу (не будет ли это притеснением?), если они даже не ведают о положениях дозволенности и запретности в нём (не знают своей религии) и подвержены влиянию шайтана?»
То же самое происходит в наши дни: людей не учат истине, им неизвестны религиозно-нравственные ценности и запреты, методы борьбы с низменными страстями. Они безоружно оставлены на попечение своих нафсов и шайтанов (на свои эмоции). Но когда они совершают грех, преступление, по причине невоспитанности и растерянности в жизни, их спешат наказывать, согласно ценностям нравственности и морали. Ни это ли несправедливость, и правильно ли ожидать здоровых плодов с дерева, у которого гнилые корни?
Нам всем очень важно вернуться к нормальной человеческой морали. К согласию со Всевышним, который желает нам лишь блага в обоих мирах. Взять за основу Его руководство. Только так можно по-настоящему исправить ошибки и обрести надежду на здоровое будущее человечества. Ведь Господь открыто указывает на важность воспитания человека в лоне религии, которое должно уберечь человека от гнева Всевышнего: «О, вы, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи (воспитывайте) от Огня, растопкой которого будут люди и камни...» (Тахрим, 6).
Айна Замаева