Слово «ислам» означает «мир», «благополучие», «доверие» и «спасение». Ислам – это обращение человека к Аллаху без какого-либо принуждения, по своей воле и желанию, с искренней преданностью, безоговорочное принятие Его заповедей и запретов. Человека, который принимает ислам как религию и соблюдает его правила, называют мусульманином.
Принятие человеком религии ислама происходит, когда он произносит калима-и шахадат. Калима-и шахадат означает: «Я свидетельствую, что нет другого божества, кроме Аллаха. И свидетельствую, что Мухаммад – раб Его и Посланник».
Требование ислама заключается в том, чтобы искренне верить в основные принципы, сообщённые Аллахом и Его Посланником ﷺ.
Иман состоит в том, чтобы верить в существование и единство Аллаха, в Его ангелов, в ниспосланные Им Писания, в отправленных Им пророков, в Судный день и в предопределение. Тогда как верующий - это тот, кто верит в них, выражает свою веру на словах и воплощает её в жизнь.
20 самых популярных хадисов на все случаи жизни
Поскольку мусульманин искренне связан с исламом, он также является верующим, а качества верующих описаны во многих аятах Священного Корана.
Если описанные Священным Кораном качества у верующего отсутствуют, то это не упущение ислама, а вина и недостаток этого человека.
Таким образом, каждый верующий несёт ответственность за то, чтобы обладать прекрасными качествами, описанными в его Священной Книге, и использовать их в своей жизни.
В Коране упоминаются следующие отличительные особенности верующих:
«Благочестие не в том, чтобы вы поворачивали [в молитве] лица на восток и запад, а благочестие – в тех, кто уверовал в Аллаха, в Судный день, в ангелов, в Книгу, в пророков; кто раздавал имущество, любя его, родственникам, сиротам, нищим, путникам, просящим [милостыню] и на [освобождение] рабов; кто [полноценно] совершал намаз, отдавал закят; кто выполнял обещания, если [что-то] обещал; кто был терпелив в бедности, в болезни и во время опасности. Вот они – правдивые, вот они – богобоязненные» (Бакара, 177).
«И твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и быть добрым к своим родителям. Если один из них или оба достигнут рядом с тобой старости, то не говори им: «Уф!» – не кричи на них и говори с ними уважительно. И склони перед ними обоими [родителями] крылья смирения из милости и говори [молясь за них]: «Господи! Помилуй их, подобно тому, как они воспитали меня, когда я был маленьким» (Аль-Исра, 23-24).
«Они [богобоязненные] жертвуют [свое имущество на благие цели] и в изобилии, и в скудости, сдерживают гнев и прощают людей. И Аллах любит добродетельных. [Также богобоязненные люди] Совершив разврат [или другой большой грех], либо навредив себе, вспоминают об Аллахе и просят прощения за свои грехи. А кто прощает грехи, кроме Аллаха?! И [также они] не упорствуют в совершенном ими сознательно» (Али Имран, 134-135).
«Поистине, [по-настоящему] верующие – это те, чьи сердца испытывают страх при упоминании Аллаха. Их вера [и убежденность] усиливается, когда им читают Его аяты. Также они уповают [только] на своего Господа [вверяя Ему все свои дела]. Они [полноценно] выполняют намаз и расходуют [на Нашем пути] из того [имущества], чем Мы их наделили» (Аль-Анфаль, 2-3).
«Скажи [о Мухаммад, тем, кто, исходя из собственных выдумок, считает посевы и мелкий рогатый скот запретным]: «Придите, и я прочитаю [вам] то, что запретил вам ваш Господь, [Который велел] не поклоняться наряду с Ним никому и делать добро [и хорошо относиться к] родителям. И не убивайте своих детей [и не прерывайте беременность] из-за [страха] бедности, ведь Мы прокормим и вас, и их. И не приближайтесь к разврату [прелюбодеянию и гомосексуализму] – ни к явному, ни к скрытому. И не убивайте человека, которого Аллах запретил [убивать], если только у вас нет на это права. Все это заповедал вам [ваш Господь], чтобы вы поняли [то, насколько велики эти предписания]. И не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как для того, что тому на пользу [охраняя его и обеспечивая принесение прибыли], пока он не достигнет совершеннолетия [по Шариату]. И соблюдайте меру и взвешивайте по справедливости. Мы не возлагаем на человека то, что сверх его возможностей. И будьте справедливы в словах, даже если он [человек, против которого выносится решение, ваш] родственник. И соблюдайте обещания [данные] Аллаху. Он [Аллах Всевышний] заповедал вам все это, чтобы вы приняли наставление. Это, поистине, мой прямой путь – следуйте по нему и не следуйте [другими] путями [ложных религий], поскольку они удаляют вас с Его [Всевышнего Аллаха] пути. Он [Аллах] заповедал вам это [прямой путь], чтобы вы были богобоязненны [страшась отклониться от истины и впасть в заблуждение]» (Аль-Анам, 151-153).
Есть ли дуа для примирения с человеком?
«Поистине, верующие обретут успех – те, кто проявляет смирение в намазе, кто отворачивается от бесполезного [в словах и прочем], кто выплачивает закят, и кто защищает [от запретного] свои половые органы» (Аль-Муминун, 1-5).
«И рабы Милостивого – это те, кто ходит по земле смиренно, а когда к ним обращаются невежды, они говорят: «Мир! [Идите с миром, мы не собираемся с вами спорить]». Они проводят ночи [в намазе], совершая земные поклоны и стоя перед своим Господом. И они просят [у Аллаха]: «Господи! Удали от нас наказание в Аду! Поистине, наказание это непрекращающееся. Поистине, это худшая обитель и [худшее] место!» Когда они расходуют [средства], то не бывают ни расточительны, ни слишком скупы. Они соблюдают умеренность [в расходах]. И они не поклоняются помимо Аллаха другим богам, не убивают без права на это тех, кого запретил [убивать] Аллах, и не прелюбодействуют. Кто совершит [что-то из этого], получит наказание» (Аль-Фуркан, 63-68).
«Они [избранные рабы Милостивого] не причастны к [любой] лжи, а, проходя мимо недостойных [собраний], проходят с достоинством. Когда им напоминают о знамениях их Господа [читая им Куръан или увещевая их], они не отворачиваются от них, [будто они] глухие и слепые» (Аль-Фуркан, 72-73).
«Не прикрывайте истину ложью [которую вы сами выдумали], и не скрывайте истину, в то время как вы знаете [ее]. [Полноценно] Совершайте [обязательный пятикратный] намаз, выплачивайте [из своего имущества обязательный] закят и совершайте поясные поклоны [перед Аллахом] вместе с совершающими поясные поклоны» (Аль-Бакара, 42-43).
«О верующие! Избегайте множества подозрений! Поистине, некоторые подозрения – это грех. И не шпионьте друг за другом, и не злословьте за спиной друг друга. Захочет ли кто-либо из вас есть мясо своего умершего брата? Вам будет это неприятно! И бойтесь Аллаха! Поистине, Аллах – Принимающий покаяние, Милующий [кающихся]» (Худжурат, 12).
«[О верующие!] Скажите [тем, кто призывает вас к иудаизму или христианству]: «Мы уверовали в Аллаха, а также во все, что было ниспослано нам [в Куръане] и [в то] что было ниспослано Ибрахиму, Исмаилю, Исхаку, Якубу и его внукам [двенадцати коленам иудеев], [в то] что было дано Мусе и Исе [Таурат и Инджиль], и [во все] что было дано пророкам их Господом. [В отличие от иудеев и христиан, которые верят в пророчество одних и отвергают других] Мы не делаем различий между ними [пророками Аллаха], и Ему одному [Аллаху, ниспославшему всех пророков] мы покорны» (Аль-Бакара, 136).
«И не ругайте тех [идолов], к которым они взывают помимо Аллаха, иначе они станут ругать Аллаха из вражды и по невежеству [потому что они не знают Аллаха]. Так Мы приукрасили для каждого из народов их дела. Затем [в вечной жизни] они будут возвращены к своему Господу, и Он сообщит им обо всем, что они делали» (Аль-Анам, 108).
«Верующие мужчины и женщины – помощники [в благом] друг другу. Они призывают [друг друга] к хорошему и запрещают дурное, [полноценно] совершают намаз, выплачивают закят, подчиняются Аллаху и Его Посланнику. И Аллах помилует их. Поистине, Аллах – Достойный, Мудрый» (Ат-Тауба, 71).
«Поистине, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение [имущество] его владельцам и когда вы судите людей, [велит] судить по справедливости. Поистине, то, к чему побуждает вас Аллах, – прекрасно! Поистине, Аллах – Слышащий, Видящий» (Ан-Ниса, 58).
«О люди! Ешьте то, что [дано вам] на земле из дозволенного и чистого, и не следуйте по пути шайтана. Поистине, он для вас – явный враг» (Аль-Бакара, 168).
«[Терпеливые – это] Те, кто, когда постигает их несчастье, говорят: «Инна лилляхи ва инна иляйхи раджи‘ун» [«Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к Нему возвращение»]. Это – те, кому даны благословение [прощение] от их Господа и милость, и они идут верным путём [потому что в трудностях они проявляют покорность и довольство]» (Аль-Бакара, 156-157).
«Они спали лишь малую часть ночи. А перед рассветом молили [Аллаха] о прощении. Они выделяли долю своего имущества для просящего и обездоленного» (Аз-Зирият, 17-19).
«[Наказание постигнет их] В день, когда их языки, руки и ноги станут свидетельствовать против них же о том, что они совершали [в земной жизни]» (Ан-Нур, 36-38).
«Когда они слышат [от сподвижников] ниспосланное Посланнику [аяты Куръана], ты видишь, как их глаза наполняются слезами от истины, которую они [легко] узнают [поскольку она была им известна и до того из их книг]. Они говорят: «Господи! Мы уверовали [в Куръан, который мы услышали, и в пророка Мухаммада [да благословит его Аллах и да приветствует], который его принес]. Запиши же нас в число засвидетельствовавших [истинность Ислама]» (Аль-Маида, 83).
«И все, что дано вам в земной жизни – дано на время. А то, что у Аллаха [Рай и его блага], лучше и долговечнее. [Это награда] Для верующих, которые полагаются на своего Господа. И они [верующие] избегают больших грехов и разврата и [даже] в гневе прощают [своего обидчика]. И они отвечают своему Господу [на призыв к единобожию и поклонению, полноценно] совершают намаз, советуются друг с другом в делах [и не спешат принимать решения] и тратят [на пути Аллаха] то, чем Мы их наделили [на пути Аллаха]. Когда их притесняют, они дают отпор [отвечая обидчикам тем же]» (Шура, 36-39).
«Та Книга [Этот досточтимый Куръан, о котором говорили еще Муса и Иса [мир им], был ниспослан от Всевышнего Аллаха, и поэтому] – нет сомнения в ней [в этой Книге] – указатель верного пути для богобоязненных [которые по-настоящему боятся ослушаться приказов Всевышнего и совершить что-то запретное]. Те [богобоязненные], которые верят в тайное [во все, что относится к основам веры и не ощущается органами чувств, не познается разумом, а узнается лишь от пророков], выстаивают [полноценно обязательный] намаз и расходуют [на пути Аллаха, выплачивая закят и фитр] из того, что Мы дали им в удел. И те, кто верит в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя [в Книги, ниспосланные прежним пророкам] и убеждены в [существовании] вечной жизни, они – на верном пути от их Господа, и они – достигшие спасения» (Аль-Бакара, 2-4).