«Кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот сбился с истинного пути»

Фото: MisterWedding / Shutterstock.com.

Фото: MisterWedding / Shutterstock.com.

وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلَا مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْرًا أَن يَكُونَ
لَهُمُ الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ وَمَن يَعْصِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا مُّبِينًا

«Для верующего мужчины и верующей женщины, когда Аллах и Его Посланник вынесли решение о [каком-либо] деле, нет выбора [принимать или нет это решение] в этом деле. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот, без сомнения, сбился с [истинного] пути» (Ахзаб, 36).

Согласно риваяту от Ибн ‘Аббаса, Расулюллах ﷺ пришел посватать Зайнаб бинт Джахш аль-Асадию, которая была дочерью его тети, за своего приемного сына Зейда ибн Харису. Зайнаб ответила: «Нет, я не выйду за него замуж». Расулюллах ﷺ продолжал настаивать, и тогда Зайнаб сказала: «Эй, Посланник Аллаха, дозволь мне посоветоваться с кем-нибудь о моем положении».

В это время Аллах Всевышний ниспослал Своему Посланнику этот аят: «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение...» Зайнаб спросила: «Эй, Посланник Аллаха, неужели ты хочешь, чтобы моим мужем стал он?» Пророк ﷺ дал утвердительный ответ, и после этого она сказала: «Раз так, то я, конечно же, не ослушаюсь Аллаха и Его Посланника и согласна выйти за него замуж» (Имам ат-Табари, внп., XXII, 9).

В другом риваяте, дошедшем от Ибн ‘Аббаса, сообщается, что Зайнаб объяснила свое несогласие выйти замуж своим знатным происхождением, сказав: «По своему происхождению я благородней его» (Ибн Касир, внп., VI, 417). 

«Впредь тебе не разрешается жениться на других женщинах»: история ниспослания аята

Зайнаб, хотя и согласилась выйти замуж за Зейда по настоятельной просьбе Пророка ﷺ, но в течение всего замужества продолжала использовать это положение против Зейда и претендовать на превосходство.

В одном риваяте, дошедшем от Катады, сообщается, что Зайнаб бинт Джахш сперва согласилась, подумав, что Пророк ﷺ просит ее выйти замуж за себя. Однако когда поняла, что ее сватают за Зейда, резко отвергла, но после ниспослания этого аята вынужденно согласилась (Имам ат-Табари, внп., XXII, 9).

Однако согласно риваяту от Ибн Зейда, этот аят был ниспослан о дочери Укбы ибн Абу Муайта Умм Гульсум. Она хотела подарить себя Пророку ﷺ, но он пожелал, чтобы она вышла замуж за его приемного сына Зейда ибн Харису.

Об этом событии Ибн Зейд повествует так: «Этот аят был ниспослан о дочери Укбы ибн Абу Муайта Умм Гульсум. Она была одной из первых женщин, совершивших хиджру в Лучезарную Медину. Она хотела подарить себя Пророку ﷺ. Однако Расулюллах ﷺ не пожелал взять ее в жены и попросил, чтобы она вышла замуж за его приемного сына Зейда ибн Харису. После этого и она сама, и ее брат сильно разгневались и заявили: «Мы имели в виду Расулюллаха, хотели за него выйти замуж. А он взял да пожелал выдать замуж за своего раба». Вот в связи с этим был ниспослан этот аят» (Имам ат-Табари, внп., XXII, 10).

Из книги «Асбабун-Нузуль»

Социальные комментарии Cackle