«Коран похож на лекарство»: адабы чтения Священного Писания

Фото: Yusnizam Yusof / shutterstock.com.

Фото: Yusnizam Yusof / shutterstock.com.

Однажды Шаддад увидел во сне своего покойного друга и спросил у него: «Какой из поступков оказался самым полезным?» Друг ответил, что это – чтение Корана, глядя на страницы. После этого сна Шаддад выделил два дня в неделю – понедельник и четверг – на чтение Корана по мусхафу.

‘Умар ибн Меймун радыяллаху ‘анху говорил: «Если во время утреннего намаза кто-то откроет Коран и прочтет из него сто аятов, Аллах примет это как деяние всех обитателей Земли».

Достопочтенный ‘Усман радыяллаху ‘анху очень часто читал Коран, из-за чего два экземпляра Корана пришли в ветхое состояние у него на руках. Сахабы тоже не выходили из дома, не прочитав Коран.

Ахмад ибн Ханбаль рахимахуллахи говорил: «Во сне я спросил у моего Господа: «Йа Рабби! Какое из поступивших к Тебе деяний самое лучшее?» Он ответил мне: «Чтение Корана, который является Моим словом».

«Чтение с пониманием его смысла или же не понимая?» – спросил я. «Может понимать или не понимать, нет никакой разницы», – ответил мне Аллах».

Почему мусульмане после чихания говорят «Альхамдулиллях»?

Кубра сказал: «Этот Коран очень похож на лекарство. Человек, принимающий лекарство, испытает его воздействие, даже если не будет понимать, что же он принял».

Перед тем, как приступить к чтению Корана, нужно совершить омовение и почистить зубы, одеть чистую, красивую одежду, расчесать волосы, надушиться благовониями. Затем надо сесть, повернувшись лицом в сторону кыблы, не развалившись на подушке, и при этом спина не должна ни на что опираться. Читать в таком положении – один из адабов чтения Священного Писания.

Чтец Корана, независимо от того, стоит он или сидит, должен вести себя степенно, воспитанно, соблюдать правила приличия. Он должен вести себя так, словно сидит перед своим учителем, поджав под себя ноги. Чтение Корана в намазе и в мечети, конечно же, тоже считается добродетелью.

Фото: Ислам-тудей.

Фото: Ислам-тудей.

Коран можно читать и лежа в постели. В этом тоже есть саваб, но не настолько, как в тех случаях, которые мы перечислили выше. В аяте говорится:

«(Они те) которые поминают Аллаха стоя, сидя и (лежа) на боку...» (Алю Имран, 191). 

В книге «аль-Кунья» разъясняется таким образом: «Если человек хочет лежа читать Коран, то он должен лежать на боку, а его голова не должна быть укрыта одеялом. Будет приемлемым, если его ноги будут согнуты».

Почтенный ‘Али радыяллаху ‘анху сказал: «Кто читает в намазе Коран стоя, тот получит сто савабов за каждую букву. Кто читает вне намаза – двадцать пять савабов. Ночное чтение Корана ради поклонения обладает большим достоинством, так как сердце в это время более податливо».

Абу Зарр аль-Гифари радыяллаху ‘анху говорил: «Днем надо совершать побольше земных поклонов, ночью же нужно читать намаз, стоя на ногах». Чтение Корана во время ходьбы не является сунной. Было сказано, что Коран можно читать и шагая или занимаясь каким-то делом, если это ему не мешает.

Если во время чтения Корана человек захочет зевнуть, то он должен прервать чтение. Чтение Корана в таком состоянии является макрухом. Когда человек зевает или находится в расслабленном состоянии после еды, то это приводит к лени и вялости. Поэтому зевота считается свойственной шайтану. Наш Пророк ﷺ говорил: «Привычка зевать – от шайтана».

Фото: Ислам-тудей.

Фото: Ислам-тудей.

Стремление к знаниям в исламе: путешествие длиною в жизнь

Кто начал читать одну суру, тот не должен прерваться, пока не дочитает ее до конца. Когда читаешь или слушаешь Коран, надо вести себя спокойно, не шевелить руками и ногами. Хишам ибн Хисан говорил: «У матери правоверных ‘Аиши радыяллаху ‘анха спросили:

– Некоторые люди начинают кричать, когда слушают Коран. Что вы на это скажете?

Она ответила:

– Коран не забирает у людей разум. Однако те, кто читает и кто слушает, могут быть в таком состоянии, как описал Аллах. В аяте говорится:

«…От него дрожат те, кто боится своего Господа. А затем при поминании Аллаха их кожа и сердца смягчаются» (Аз-Зумар, 23).

Во время чтения Корана нельзя реветь и причитать, рвать на себе волосы и одежду, причинять вред другим. Благородные сахабы больше всех остальных боялись Аллаха. Но, читая Коран, они лишь проливали слезы.

«Шир‘атуль Ислам. Ахляк и адабы Ислама»

Социальные комментарии Cackle