Фото: elements.envato.com, автор: Sandsun
Коран является откровением Господа, ниспосланным лучшему из творений – Пророку Мухаммаду ﷺ.
Многие верующие испытывают огромное желание понять смысл Книги, однако человек, не имеющий соответствующего религиозного образования, не может извлечь смысл из текстов Корана, а также избежать их неверного понимания.
Представляем читателям комментированный перевод смыслов Досточтимого Корана на русский язык, выполненный под эгидой Духовного управления мусульман Республики Татарстан.
Перевод смыслов Корана: «Это будет один только крик, и все они будут собраны перед Нами»
55. Поистине, обитатели Рая сегодня предаются наслаждениям.
Комментарий: Вероятно, что здесь сказано «فِي شُغُلٍ» (дословно – «заняты»), чтобы никто не думал: когда в Раю будет отменено обязательное поклонение и никому не нужно будет зарабатывать себе на хлеб, не станут ли люди нервничать или скучать от недостатка дел? Поэтому здесь говорится, что наслаждение и станет их основным делом, и ни о какой скуке речи идти не может («Ма'ариф аль-Куръан»).
56. Они и их супруги – в тени на ложах, облокотившись.
57. Там для них фрукты и все, что они пожелают.
58. «Салям!» – приветствует их Господь Милующий.
59. Отделитесь сегодня, о преступники!
Комментарий: Восстав из могил в Судный день, все люди сначала смешаются, однако затем верующие будут отделены от неверующих, праведники – от грешников.
60. Разве Я не завещал вам, о потомки Адама, не поклоняться шайтану – ведь он ваш явный враг, –
61. и поклоняться Мне? Это и есть прямой путь.
Комментарий: Так будет сказано в Судный день людям и джиннам. Однако возникает вопрос: не все неверующие поклоняются именно шайтану. Они поклоняются идолам и другим вещам. Каким же образом это обвинение относится к ним? Ответ такой: покориться кому-то, подчиниться ему в словах и делах, и в любых условиях – ни что иное, как поклонение. Неверующие следуют учению шайтана, значит, они поклоняются ему («Ма'ариф аль-Куръан»).
62. [Шайтан] Уже сбил с пути многих из вас. Неужели вы не понимаете [этого]?!
63. Вот Ад, который был вам обещан!
64. Горите там сегодня за то, что вы не веровали!»
65. Сегодня Мы запечатаем их уста. Их руки будут говорить с Нами, и их ноги станут свидетельствовать о том, что они приобретали [из поступков].
66. Если бы Мы пожелали, то лишили бы их зрения, и они поспешили бы к пути. Но разве они смогли бы видеть [дорогу]?
67. Если бы Мы пожелали, то придали бы им безобразный облик на месте, и они не смогли бы ни двинуться [вперед], ни вернуться [назад].
68. И кому Мы даруем долгую жизнь, того Мы [в конце концов] ослабляем. Неужели они не понимают?
69. Мы не учили его [Мухаммада] поэзии, и это ему не подобает. Это [переданное ему в откровении] – ни что иное, как напоминание и ясный Куръан,
70. для предостережения всех живых, и чтобы сбылось Слово [и решение] относительно неверующих.
71. Разве они не видят, что Мы создали для них домашний скот, которым они владеют?
72. Мы подчинили его [скот] им. Среди них [домашних животных] есть такие, [на которых] они ездят верхом, и есть те, которыми они питаются.
73. Для них [людей] в нем [скоте] много пользы. Неужели же они не будут благодарны?!
74. Но они избрали себе других богов вместо Аллаха в надежде на то, что те им помогут.
75. Они не могут помочь им. Хотя [язычники] – готовое войско для них [идолов].
76. Пусть их речи не печалят тебя. Мы знаем все, что они скрывают, и все, что проявляют.
Комментарий: Последние аяты суры «Йа Син» были ниспосланы в связи с определенным событием. Передается, что Ас ибн Ваиль поднял кость в усыпанной песком и галькой долине Мекки и, сломав ее в руках, растер на ладони костную пыль, а затем спросил у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Оживит ли Аллах кость, которую ты видишь в моей руке?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Да, Всевышний Аллах умертвит тебя, потом воскресит, а потом поместит в Ад» (Ибн Касир).
77. Неужели не видит человек, что Мы сотворили его из капли [семени]? И вот он открыто спорит!
78. Он привел Нам пример, забыв, откуда сам появился. Он спросил: «Кто оживит истлевшие кости?»
79. Ответь: «Оживит их Тот, Кто создал их в первый раз. Он знает [все] о каждом творении».
80. [Аллах] Создал для вас огонь из зеленого дерева, и вот вы разжигаете огонь от него.
Комментарий: Среди арабов были широко известны в ту пору два дерева – марх (Cynanchum Viminale) и ’афар. Арабы вырезали из этих деревьев два прутика, подобных мисваку. Веточки эти были крепкими, зелеными и полными сока. Если же потереть их друг о друга, они работали как огниво. И арабы добывали так огонь. Вот что имеется в виду под сотворением огня из зеленого дерева, как пишет имам аль-Куртуби. Но также любое дерево вначале цветет, а затем высыхает, становясь топливом для огня. С этой точки зрения, здесь может иметься в виду любое дерево.
81. Разве Тот, Кто создал небеса и землю, не способен создать подобное [еще раз]?! Конечно, ведь Он – Творец, Знающий.
82. Когда Он желает чего-то, Ему достаточно сказать: «Будь!» – и это появляется.
83. Пречист [не имеет недостатков] Тот, у Кого власть над всем миром! И к Нему вы будете возвращены.