Фото: Ильназ Мухарлямов / Ислам-тудей.
Коран является откровением Господа, ниспосланным лучшему из творений – Пророку Мухаммаду ﷺ. Многие верующие испытывают огромное желание понять смысл Книги, однако человек, не имеющий соответствующего религиозного образования, не может извлечь смысл из текстов Корана, а также избежать их неверного понимания.
Представляем читателям комментированный перевод смыслов Досточтимого Корана на русский язык, выполненный под эгидой Духовного управления мусульман Республики Татарстан.
Перевод смыслов Корана: «Твой Господь знает все, что скрыто в их сердцах»
С именем Аллаха Милостивого [ко всем на этом свете], Милующего [лишь верующих на том свете].
1. Та. Син. Мим.
2. Это – аяты ясной Книги.
3. Мы правдиво расскажем тебе историю Мусы и Фараона. [Она принесет пользу] для верующих людей.
4. Поистине, Фараон возгордился на земле [Египта] и разделил ее жителей на группы. Некоторых из них он притеснял, убивая их сыновей и оставляя в живых их женщин. Поистине, он был тем, кто приносит вред.
Комментарий: Фараон, правитель Египта, перешел все границы в неверии и преступлениях. По его приказу население этих земель было поделено на группы, которые имели неравные права. Иудеи подвергались гонениям: детей мужского пола он велел убивать, а женщин позволил оставлять в живых, делая из них рабынь и служанок. Дело было в том, что он однажды увидел во сне, как страшный пожар, придя из Иерусалима, обрушился на его страну, уничтожив всех египтян, но сохранив жизнь иудеям. Он велел придворным колдунам и астрологам истолковать этот сон, и они ответили ему, что в иудейской семье родится мальчик, который лишит его власти, и из-за которого Фараон погибнет. Тогда он и отдал приказ убивать всех новорожденных иудейских мальчиков.
5. Мы пожелали оказать милость тем, кто был унижен на земле, сделать их предводителями и наследниками,
6. наделить их властью на земле и показать Фараону, Хаману и их войску то, чего они опасались.
7. Мы внушили матери Мусы: «Корми его грудью. Когда же начнешь бояться за него, то брось его в реку. Не страшись и не печалься, Мы непременно вернем его тебе и сделаем одним из [Наших] посланников».
Комментарий: Мать Мусы (мир ему) не была пророком, согласно единому мнению ученых, поэтому переданное ей от Аллаха не было откровением (вахью), но было внушением (ильхам) (аль-Куртуби). Всевышний внушил ей не бояться за жизнь младенца в самом начале, но, когда угроза смерти от рук воинов Фараона станет реальной, ей нужно положить младенца в деревянный ящик и опустить в реку Нил.
8. И люди Фараона подобрали его, чтобы в итоге он стал их врагом и печалью. Поистине, Фараон, Хаман и их войско были ошибающимися.
9. И жена Фараона сказала: «Вот радость очей для меня и тебя! Не убивайте его! Возможно, он будет нам полезен, или же мы усыновим его». И они ни о чем не подозревали.
10. И сердце матери Мусы сжалось от ужаса. Она была готова раскрыть его [признаться, что это ее сын], и Мы укрепили ее сердце, чтобы она оставалась верующей.
11. Она сказала его сестре: «Следуй за ним». Она наблюдала за ним издали, и они не замечали ее.
12. И Мы запретили ему брать грудь кормилиц, и она [сестра Мусы] предложила: «Не указать ли вам семью, которая будет заботиться о нем для вас и воспитает его?»
13. Так Мы вернули его матери, чтобы она радовалась, чтобы не печалилась и знала, что обещание Аллаха – истина. Но большинство [людей] не знает об этом.
Комментарий: Сообщается, что Фараон повелел привести к нему женщину, о которой говорила сестра. В тот момент, когда Фараон держал Мусу (мир ему) на руках, пытаясь его успокоить, вошла его мать и взяла на руки, ребенок, почувствовав запах матери, стал пить молоко. Фараон спросил у нее: «Как он принял тебя, отвергнув стольких женщин?» Она ответила: «Я приятно пахнущая женщина, у которой чистое молоко, и с давних пор каждый ребенок принимает меня». Затем, сославшись на то, что у нее дома остался еще один сын по имени Харун, она попросила разрешения присматривать за младенцем у себя дома. Фараон принял это предложение и отпустил младенца с женщиной к ней домой, установив ей ежедневную плату в размере одного динара.
14. А когда он достиг зрелого возраста, Мы даровали ему власть [пророчества] и знание. Так Мы воздаем добродетельным.
Комментарий: Когда же Муса (мир ему) достиг расцвета зрелости, как физической, так и умственной, Аллах даровал ему пророчество вместе с глубоким интеллектом и обширными знаниями. Толкователи Куръана пишут, что речь идет о возрасте сорока лет. Таково мнение Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) (Куртуби).
15. Он вошел в город, когда его жители были расслаблены, и увидел двух мужчин, которые дрались друг с другом. Один был из его общины, а другой был из [его] врагов. И тот, кто был из его общины, попросил помочь ему против врага. Муса ударил его и [нечаянно] убил. Он сказал: «Это – одно из дел шайтана. Поистине, он явный враг [человека], сбивающий с пути».
Комментарий: Войдя в некий город во время дневного сна его жителей, Муса (мир ему) увидел двух мужчин, которые дрались. Один из них был иудеем, а другой египтянином, сторонником Фараона. Иудей попросил Мусу (мир ему) помочь ему справиться с нападавшим. В результате пророк нечаянно убил египтянина. Он не хотел его убивать, так вышло случайно. Конечно, случайное убийство в результате самообороны не является грехом, и Муса (мир ему) назвал его «деянием шайтана», возможно, потому что любое, даже случайное убийство, неизменно приводит к конфликтам, а шайтан больше всего любит ссоры и вражду.