Пророк (с.г.в.) соизволил сказать: «Когда с целью обретения знаний кто-то идет к учителю, ангелы расстилают ему под ноги свои крылья».
Посланник (с.г.в.) сказал: «В моей умме есть две категории ученых:
Посланник (с.г.в.) говорил следующее: «Если кто-то пойдет послушать ученого, который сообщает полезные знания, то это лучше для него, чем совершение ста ракаатов дополнительных намазов. И выше, чем отправить сто тысяч коней в поход за веру. Посмотреть в лицо одному улему лучше, чем отправить тысячу коней в поход за веру. Приветствовать одного алима лучше, чем целый год дополнительного поклонения.
Посидеть один час рядом с алимом лучше, чем тысячу лет дополнительного поклонения. И превыше, чем семьдесят принятых паломничеств. За каждую букву в словах, содержащих знания, дается саваб одного хаджа. Всевышний ниспошлет Свою милость на этого человека. Ангелы будут свидетельствовать за него. А за кого будут свидетельствовать ангелы, тот войдет в Рай».
Абу Умама говорит: «Я спросил у Посланника (с.г.в.): "О, Посланник Аллаха! Если умрут два человека, один из которых поклоняющийся - абид, а другой - ученый, который из них более достоин?" Посланник сказал: "Превосходство ученого (алим) над простым поклоняющимся (абид) такое же, как мое превосходство над вами"».
Посланник Аллаха (с.г.в.) поведал об ученом и невежде. Ученый страшится Аллаха и стыдится людей. А вот невежда не боится Аллаха, не стыдится людей. Он говорит неправду и все время ведет пустые разговоры. Даже если этот человек умеет читать и писать, все же он остается невеждой.
Простой поклоняющийся (абид) совершает поклонение ради Аллаха, а знания использует для собственного нафса. Ученый же поклоняется ради Аллаха, использует свои знания и для себя, и для других. Невежда (джахиль) лишен и того, и другого, он никогда не достигнет совершенства.
Посланник (с.г.в.) сообщил: «Однажды я спросил у Джибриля (а.с.): "Кто из моей уммы наилучший?" Джибриль (а.с.) ответил: "Обретать знания наиболее предпочтительно". Таким образом, стало понятно, что в этом мире нет большего совершенства, чем обладание знаниями».
Посланник (с.г.в.) сказал: «Если кто-нибудь будет учиться ради Аллаха, будет обретать знания с целью сделать лучше себя и мусульман, а не ради мирских интересов, то я поручусь, что он станет обитателем Рая».
У Посланника (с.г.в.) спросили:
- Что такое знания?
- Знания - это довод для поступков, - ответил Пророк (с.г.в.).
- Что такое разум?
- Проводник к добру.
- Что такое страсть?
- Носитель грехов.
- Что такое богатство?
- Это одеяние гордецов.
- Что такое этот мир?
- Это путь в ахират.
А еще Посланник (с.г.в.) сказал: «Кто хочет посмотреть в лицо освобожденному рабу Аллаха, тот пусть посмотрит в лицо ученому. Кто пойдет к дверям ученого, тот за каждый свой шаг получит саваб, как за целый год дополнительного поклонения. Кто обеспечит повседневные нужды ученого, тот станет моим спутником в Раю».
Из книги "Анваруль-ашикын"