"Когда сделал он пять правил для себя религией, сделал он свой хитрый нафс бессильным"
Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 158. Разъяснение жизни того господина, который повелевает своему слуге служение, а посему является господином мирской и загробной жизни
Кто является господином? Тот, кому нафс слугою стал,
А после этого дела его пошли полностью угодным образом.
Кто с нафсом такого рода дело проделал,
Тот льва поймал, словно лису.
Затем кривого прямо усадил на коня,
Мир тьмы наполнил светом.
Стал он правителем разума и мудрости, после этого
Можно называть его господином, о друзья!
Пожертвовал он мирским, приобрел загробную жизнь,
Завесы тьмы разорвал.
Молитву и хадж, а затем посты,
Закят вместе со свидетельством [единобожия] он выполнял.
Когда сделал он пять правил для себя религией,
Сделал он свой хитрый нафс бессильным.
Это и есть господин, а другие подобны слугам его.
Этот является зрелым, а другие – незрелыми.
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017
Читайте также:
-
Дагестанские сунниты обвиняют во лжи известного дагестанского салафита Абу Умара Саситлинского
В своем «обращении к подписчикам ВКонтакте», выложенном в YouTube, Абу Умар Саситлинский имел неосторожность назвать известного в мире суннитского ученого Мустафу Аль-Буга не ашаритом и не суфием тариката Шазилия, он утверждает, что тот якобы "вынужден скрывать свою истинную акыду"
-
Джастин Бибер дважды прервал свой концерт во время азана
Ряды поклонников поп-звезды Джастина Бибера пополнились благодаря его поступку во время концерта в Турции. Во время концерта молодой певец прервал свое выступления во время азана
-
Слышат ли умершие?
-
Рабство в Османской империи
И в современном мире рабство еще существует. Достаточно периодически просматривать сайты информагентств, где можно обнаружить информацию о том, что в том или ином регионе мира освобождены рабы или рабыни.
В Османской империи институт рабства был вполне легален, но положение рабов очень сильно различалось. Впрочем, в Средние века (а кое-где и в более просвещенные времена, например, в России, или в США) рабство было вполне нормальным и приемлемым для общества явлением, которое никого не шокировало.
-
Чем уникально самое великое имя Всевышнего?
Это имя является основой для всех других прекрасных имен. Все другие имена, относятся к этому имени. Например, говорится: «Шафи – это имя Аллаха», однако не говорится «Аллах – это имя Шафи». Так же говорится «Рахман – это имя Аллаха», однако не говорится «Аллах – это имя Рахмана».
-
Исламская линия доверия: "Я замужем, но мне нравится женатый мужчина..."
Дело в том, что уже неделю нравится очень женатый мужчина. Я сама замужем тоже, но у меня одно название и у него не очень.
-
Между надеждой на Аллаха и обольщением
В хадисе от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передается, что однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пришёл к юноше, находящемуся при смерти, и спросил у него: «Каково твоё состояние?» Тот ответил: «Клянусь Аллахом, о Пророк, я надеюсь на Всевышнего и очень боюсь своих грехов». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, если собираются в сердце раба Божьего, находящегося в подобном положении (т. е. при смерти), надежда и страх, Господь даст ему то, на что он надеется, и защитит от того, чего он боится». (ат-Тирмизи, ибн Маджа)
-
3 обязанности отца по отношению к своим детям
Сообщается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поистине, Пророк (с.г.в.) сказал: «У отца по отношению к ребенку три обязанности: после рождения ребенка дать хорошее имя, обучить Корану и после достижения совершеннолетия женить или отдать замуж». Передано от Гумара (да будет доволен им Аллах). Поистине, к нему пришел некий человек со своим сыном и сказал: «Поистине, мой сын грешит по отношению ко мне». Гумар (р.г.) сказал этому сыну: «Разве ты не боишься гнева Аллаха за грех по отношению к своему отцу?»