Когда наступит конец света?

يَسْأَلُونَكَ عَنِ السَّاعَةِ أَيَّانَ مُرْسَاهَا قُلْ إِنَّمَا عِلْمُهَا عِندَ رَبِّي لاَ يُجَلِّيهَا لِوَقْتِهَا إِلاَّ هُوَ ثَقُلَتْ فِي السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ لاَ تَأْتِيكُمْ إِلاَّ بَغْتَةً يَسْأَلُونَكَ كَأَنَّكَ حَفِيٌّ عَنْهَا قُلْ إِنَّمَا عِلْمُهَا عِندَ اللّهِ وَلَكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لاَ يَعْلَمُونَ

«Они спрашивают тебя (о, Мухаммад) о Часе (конца света): «Когда он наступит?». Ответь (им): «Поистине, знание об этом (о том, когда он случится) – лишь у моего Господа. Только Он может открыть время его наступления. Это (известие) тяжело для (обитателей) небес и земли. Он настанет внезапно (застигнув врасплох людей, пребывающих в беспечности)». Они спрашивают тебя, как будто ты знаешь об этом. Скажи: «Знание об этом – лишь у Аллаха, но большая часть людей не знает (этого)» (Аль-Араф, 187).

Ибн Аббас говорил, что однажды два иудея Джабаль (или Хамаль) ибн Абу Кушайр и Шамвал (или Самуэль, или Шимвал, или Самвал) ибн Зейд пришли к посланнику Аллаха (с.а.с.) и сказали: «О, Мухаммад! Если ты пророк, то скажи нам, когда наступит конец света? Потому что мы знаем, когда он наступит».

И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 158; Джаляледдин Абдуррахман ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/167; Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 9/132].

Актуально! Читайте также: Как будут взвешиваться деяния в Судный день на Мизане?

В риваяте, переданном от Катады, сообщается, что этот вопрос задали не иудеи, а мекканские многобожники. Придя к посланнику Аллаха (с.а.с.), они сказали: «О, Мухаммад! Ты знаешь, что между нами существуют родственные связи. Поэтому скажи нам по секрету (чтобы другие не знали об этом), когда наступит конец света?».

В ответ на их это желание Аллах Всевышний ниспослал этот аят [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 158].

В одном из риваятов сообщается, что с такой просьбой к посланнику Аллаха (с.а.с.) обратился Утба ибн Рабиа [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/297]. Из данного риваята следует, что этот аят был ниспослан не в Медине, а в Мекке.

Табери в своем тафсире приводит два риваята, в соответствии с одним из которых этот аят был ниспослан в отношении мекканских многобожников, а в соответствии с другим – в отношении иудеев.

Далее он говорит, что как многобожники, так и иудеи могли желать знать, когда наступит конец света, поэтому оба варианта являются возможными. Также он отмечает, что нет никаких дополнительных признаков или указаний, которые помогли бы отдать предпочтение тому или иному риваяту [Табери, Джамиуль-Байан, 9/94].

Ибн Кясир говорил: если исходить из того, что этот аят был ниспослан в Мекке, правильнее было считать, что он был ниспослан в отношении мекканских многобожников, желавших узнать время наступления конца света [Ибн Кясир, Тафсируль-Кураниль-Азым, 3/520].

Семерых Аллах укроет в Судный день
Наш Пророк ﷺ в одном довольно длинном хадисе говорит: «В день киямата, когда не будет никакой тени, Аллах укроет в тени от Арша этих семерых человек...»
18.02.2021
10484
Социальные комментарии Cackle