Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науки сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 190. Восхваление того бедняка, который не имеет нужды
Много [есть] диковин в мире неслыханных.
Разве видел [кто-нибудь] лучше этих диковин?
Один бедняк утверждает, что царем является,
Что пожелает, то и делает с эмирами.
Эмиры и султаны все рассказывают о нем,
Все люди [в] мире на его довольствии [находятся].
Он свободен от них и превыше них,
По этой причине свободен он от земных благ (букв. ног и головы – прим. ред.).
Он не нуждается в ком-либо,
Этот пример весьма хорошо выслушай.
Нет у него гордости от высокомерного нафса.
Разве гордится он перед Создателем?
Царство его больше царства шахов,
Таково его царство, о весьма искусный!
Подобен он жемчужине в море души,
Пречист он также от обоих миров.
Чистая сущность его рудником щедрости является,
Не имеет он нужды – приди в себя!
Никогда его не описать на словах!
Разъяснение его превыше чего бы то ни было.
Отказался он от людей и от добра со злом,
Семь морей в ладони его, словно жемчужина.
Редкостным творением [является] таковой бедняк,
Этот бедняк бесподобен в обоих мирах.
Сказал Посланник: «[Когда] бедность становится полной, она [становится пребыванием с] Аллахом» (тамма-ль-факр фахувва-Ллах)»,
Сказал: «Прими ты это [всей] душою».
Кроме него, все бедняки – и знать, и простой люд.
Это и есть тот бедняк – на этом все!
Словно свет Истинного (Хак), бесподобен он,
Посему, богатым бедняком является тот нищий.
Раз зашла речь об этом, промолчи,
Уста сомкни, из другого места пар выпусти.
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.