Ключ к Корану: 10 причин превосходства буквы «ба» в «Бисмиллях»

Фото: FoToArtist_1 / elements.envato.com

Фото: FoToArtist_1 / elements.envato.com

«Бисмиллях» – Ключ к Куръану

По мнению ученых ханафитского мазхаба более позднего периода (мутеаххир), «бисмиллях» был дан, чтобы отличить каждую ниспосланную суру от другой. Это самостоятельный аят, не относящийся к суре. Как благословенно начинать каждое доброе дело со словом «бисмиллях», также благословенно начинать с него каждую суру. Бисмиллях – ключ к Куръану. Это первое слово, написанное пером на Лявхуль-Махфузе и ниспосланное Адаму (а.с.).

Мудрый смысл того, что бисмиллях идет после истиазы, заключается в том, что слово тахлия с «хи», означающее  «освобождать» предшествует слову тахлия с «ха», означающему «украсить». Поскольку место нельзя отремонтировать и украсить, сперва не освободив его, то и сердце сначала посредством истиазы очищается от привязанности ко всему земному, а после того, как сердце отречется от всего мирского, оно украшается, с бисмиллях обращаясь к Аллаху.

В прошлом язычники, начиная какую-либо работу, произносили имена своих богов: «Бисмил-Лат ва аль-Узза». Если идолопоклонники так поступают, то мусульманин, верящий в единственность Аллаха, конечно же, должен начинать любое дело с упоминания Его имени.

«Бисмиллях» следует произнести до начала работы. Когда человек говорит «бисмиллях» перед чтением Куръана, он словно заявляет: «Я начинаю с именем Аллаха». То же самое значение имеет и «бисмиллях», произнесенный перед действиями.

«А’узу билляхи»: смысл и величие просьбы о защите у Аллаха

Некоторые ученые утверждают, что все знания собраны в букве «ба». Когда произносят «ба», подразумевают «би»; то есть «со мной, Аллахом, ибо всё происходящее происходит со Мной, и существование миров возможно только благодаря Мне. Другие существа не обладают абсолютным бытием.

Приписывание бытия другим существам является лишь номинальным и метафорическим». Это суждение перекликается с фразой «в предмете, на который смотрю, я вижу только Аллаха».  Также оно соответствует смыслу хадиса Пророка (с.a.): «Не ругайте дахр (время, вечность), дахр – это Аллах».

Если кто-то спросит, почему Всевышний Аллах начал Свою Книгу с буквы «ба», предпочтя ее другим буквам, особенно букве «алиф», и почему в «бисмиллях» Он опустил «алиф», заменив ее на «ба», можно ответить так: есть десять причин, почему Аллах начал Куръан с буквы «ба». Они следующие:

  1. Букве «алиф» присущи высота и длина, то есть величие. Буква «ба» символизирует распростертость на земле, смирение и разбитость. «Аллах возвышает того, кто проявляет смирение по отношению к Нему».[140]
  2. В противоположность буквам, которые пишутся отдельно от других букв, особенно букве «алиф», у буквы «ба» есть особенность смыкания с другими буквами. Буква «ба» присоединяется к другим буквам, которые пишутся до и после нее.
  3. «Ба» в начале «Бисмиллях» является мексуром, то есть буквой, огласованной кесрой, а мексур означает «разбитость» или «сломленность». Тот, кто имеет в своем написании и значении разбитость, более достоин чести быть с Аллахом. В хадисе кудси Аллах Всевышний сказал: «Я с теми, чьи сердца разбиты из-за Меня».[141]
  4. Во внешнем виде буквы «ба» чувствуется приниженность, смирение и разбитость, но за этим скрывается внутреннее величие и благородство. Это качество присуще праведникам. Буква «алиф», напротив, выглядит более величественной и высокой. Однако буква «ба» превосходит «алиф» благодаря точке, которая ставится на ней, как знак величия. Хотя букве «ба» предлагали множество точек, она выбрала только одну.  Это напоминает состояние искренне любящего человека, который среди множества возлюбленных выбирает только одного. В этом и заключается её высокое достоинство.
  5. Буква «ба» символизирует преданность и постоянство в стремлении приблизиться к Аллаху. Когда «ба» достигает степени получения точки, она не хвастается этим, а скромно ставит точку под собой. В отличие от неё, буквы «джим» и «йа» не могут похвастаться таким же постоянством. Их нижние точки расположены не под ними, а на середине. Это различие становится очевидным, когда они примыкают к другим буквам. Такое расположение помогает избежать путаницы: буква «джим» не должна напоминать «ха», а «йа» – «ба». Особенность буквы «ба» в том, что её точка всегда ставится под ней, независимо от того, где она находится в слове – в начале, середине или конце, или же пишется отдельно.
  6. Буква «алиф», в отличие от «ба», считается одной из дефектных.
  7. Хотя «ба» стоит в алфавите после «алиф» и формально находится в положении ведомой, но поскольку она не дефектная, то по своему значению скорее ведущая. Кроме того, в названии буквы «ба» «алиф» идет после «б», а в названии «алифа» вообще нет «б». Поэтому «ба» – управляющая буква (метбу), а «алиф» – управляемая. Тот, кто управляет, сильнее и важнее того, кем управляют.
  8. «Ба» – действующая буква, она как буксир тянет за собой другие буквы. Поскольку «алиф» не является действующей, «ба» в этом отношении выше «алифа» и более достойна начинать речь.
  9. «Ба» – совершенная буква благодаря своим свойствам. Она символизирует соединение, просьбу о помощи и принадлежность. «Ба» также придает другим характер завершенности и делает следующее за ней имя управляющим, то есть делает его последнюю огласовку касрой. Таким образом, она передает ему собственные качества. Кроме того, «ба» обладает способностью придавать совершенство другим путем объединения и направления. Недаром хазрати Али (р.a.) указал на это словами: «Я точка под буквой «ба». Эта буква играет важную роль в наставлении (иршаде) и символизирует единственность (таухид).
  10. «Ба» – губная, веляризованная буква. При произнесении этой буквы рот открывается шире, чем при артикуляции других губных звукв. Когда первая частица человечества давала обещание своему Господу в собрании Алясту, она впервые сказала «Бела» (да), произнеся букву «ба». Из-за своих перечисленных выше особенностей буква «ба» высоко оценена Всевышним Аллахом. Ей было отдано предпочтение перед другими буквами, и эта буква стала началом божественной книги и священных слов. Так говорится в «Та’вилат ан-Наджмие».

Из книги «Рухуль-Байан»

Социальные комментарии Cackle