Какие развлечения дозволены с точки зрения Ислама?
Бытует мнение, что в Исламе мусульманам запрещены какие-либо развлечения и веселье. К тому же нет-нет, да и появившийся на просторах интернета очередной ролик, где покрытая девушка восточной внешности, начинает зажигать под современные ритмы так, что ее движениям могут позавидовать завсегдатаи танцполов, становится причиной очередной череды скандальных комментариев и бурных обсуждений, сопровождаемые перекрестным осуждением.
Но действительно ли Ислам запрещает человеку то, что является его естественной, заложенной в основу природы человеческого творения потребностью? Но для того, чтобы полноценно ответить на этот вопрос необходимо определить, где проходит грань дозволенности для верующего человека.
К сожалению, понятие развлечений на сегодняшний день, при всем его обилии и разнообразии, сужено в нашем сознании до уровня скитания по торговым центрам, просиживания в кафе, а просмотра очередного блок-бастера либо в кино, либо у голубого экрана собственного телевизора. Человек, к сожалению, превращается в безликого потребителя индустрии развлечений, съедающего под любой начинкой и соусом абсолютно все, что ему подадут.
Хотя еще четырнадцать с половиной веков назад Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Там, где нет упоминание Всевышнего Аллаха, либо развлечение либо пустая трата времени, за исключением этих четырех вещей: стрельбы из лука, верховой езды, игры с домочадцами и плавание».
Индивидуальность человека, его искание и развитие как личности – это цели, которые ставит перед собой Ислам.
Нам известны предания, по которым сахабы устраивали соревнования по бегу меж собой перед Благословенным Пророком (мир ему и благословение Аллаха). А Аиша (да будет ею доволен Аллах) поведала о том, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), обращаясь к эфиопам, сказал: «Покажите себя о, дети Арфада!», разрешив им проводить при Нем их национальные игры. И более того, когда Умар (да будет им доволен Аллах) хотел прервать их, считая это не приемлемым, Пророк, вмешавшись, сказал: «Оставь их, о Умар!». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вместе с Аишой (да будет ею доволен Аллах) наблюдал за играми на мечах, которые проводились прямо в мечети.
Однако не стоит забывать, что у всего есть свой предел и границы, в том числе и у развлечений. Необходимо сделать правильный выбор, чтобы это не способствовало ширку, не сподвигло человека на совершение запретного и не соблазняло его нафс.
Современное мусульманское сообщество, и в особенности отечественная умма, остро нуждается в построении культуры дозволенного отдыха и развлечений, где любое мероприятие приносило бы людям радость, заряжала их позитивом, а не превращалась в похоронную процессию благодаря «всезнайкам», готовым всех и вся определить как «бид'ат» и «неверующие».
Что касается музыки, то существуют различные мнения ученых по этому поводу. Кто-то считает это полностью харамом, кто-то макрухом, а кто-то вовсе мубахом.
Например, имам Газали, что:
- Музыка запретна, если она вызывает в человеке исключительно страсть и стремление только к мирским удовольствиям.
- Макрух, если человек тратит на нее более чем необходимо времени и превращает это в привычку.
- Если человек наслаждается красотой голоса исполнителя и при этом не испытывает каких-либо иных запретных чувств и не испытывает тяги к греховному, то это мубах.
- Если же это увеличивает любовь к Всевышнему Аллаху и является толчком к благим деяниям, то эта музыка считается мустахаб.
В музыке, как и в остальном, необходимо осознанно придерживаться грани дозволенности, и не переходя ее стремится к довольству Всевышнего Творца.
В Священном Коране Всевышний Создатель сказал:
وَمَا هَذِهِ الْحَيَاةُ الدُّنْيَا إِلَّا لَهْوٌ وَلَعِبٌ وَإِنَّ الدَّارَ الْآخِرَةَ لَهِيَ الْحَيَوَانُ لَوْ كَانُوا يَعْلَمُونَ
«Мирская жизнь — всего лишь потеха и игра, а Последняя обитель — это настоящая жизнь. Если бы они только знали это!» (сура аль- Анкабут, аят – 64)
Соответственно, будучи искренними рабами Всемогущего и Милостивого Творца, мы должны помнить, что наша жизнь, также как и наши развлечения, это лишь мимолетное мгновение, после которого начнется вечная реальность.
Islam-Today
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соцсетях!
Читайте также:
-
Каковы правила поведения в мечети?
Вопрос:
Каковы правила поведения в мечети? Можно ли подобные правила повесить в мечети для всеобщего обозрения?
Ответ:
ذَكَرَ الْفَقِيهُ - رَحِمَهُ اللَّهُ تَعَالَى - فِي التَّنْبِيهِ حُرْمَةُ الْمَسْجِدِ خَمْسَةَ عَشَرَ أَوَّلُهَا أَنْ يُسَلِّمَ وَقْتَ الدُّخُولِ إذَا كَانَ الْقَوْمُ جُلُوسًا غَيْرَ مَشْغُولِينَ بِدَرْسٍ وَلَا بِذِكْرٍ، فَإِنْ لَمْ يَكُنْ فِيهِ أَحَدٌ أَوْ كَانُوا فِي الصَّلَاةِ فَيَقُولُ السَّلَامُ عَلَيْنَا مِنْ رَبِّنَا، وَعَلَى عِبَادِ اللَّهِ الصَّالِحِينَ. وَالثَّانِي أَنْ يُصَلِّيَ رَكْعَتَيْنِ قَبْلَ أَنْ يَجْلِسَ. وَالثَّالِثُ أَنْ لَا يَشْتَرِيَ وَلَا يَبِيعَ. وَالرَّابِعُ أَنْ لَا يَسُلَّ السَّيْفَ. وَالْخَامِسُ أَنْ لَا يَطْلُبَ الضَّالَّةَ فِيهِ. وَالسَّادِسُ أَنْ لَا يَرْفَعَ فِيهِ الصَّوْتَ مِنْ غَيْرِ ذِكْرِ اللَّهِ تَعَالَى. وَالسَّابِعُ أَنْ لَا يَتَكَلَّمَ فِيهِ مِنْ أَحَادِيثِ الدُّنْيَا. وَالثَّامِنُ أَنْ لَا يُخَطِّي رِقَابَ النَّاسِ. وَالتَّاسِعُ أَنْ لَا يُنَازِعَ فِي الْمَكَانِ. وَالْعَاشِرُ أَنْ لَا يُضَيِّقَ عَلَى أَحَدٍ فِي الصَّفِّ. وَالْحَادِيَ عَشَرَ أَنْ لَا يَمُرَّ بَيْنَ يَدَيْ الْمُصَلِّي.
وَالثَّانِي عَشَرَ أَنْ لَا يَبْزُقَ فِيهِ. وَالثَّالِثَ عَشَرَ أَنْ لَا يُفَرْقِعَ أَصَابِعَهُ فِيهِ. وَالرَّابِعَ عَشَرَ أَنْ يُنَزِّهَهُ عَنْ النَّجَاسَاتِ وَالصِّبْيَانِ وَالْمَجَانِينِ وَإِقَامَةِ الْحُدُودِ. وَالْخَامِسَ عَشَرَ أَنْ يُكْثِرَ فِيهِ ذِكْرَ اللَّهِ تَعَالَى، كَذَا فِي الْغَرَائِبِ.
Факих Абу Лейс Ас-Самарканди (да помилует его Аллах Та’аля) в книге «Танбихуль-Гафилин» упомянул, что в отношении мечети есть 15 уважительных действий:
-
Как шайтан использует наш дурной нрав?
Иблис продолжал свою исповедь:
― О Мухаммад, разве ты не знаешь?.. У меня семьдесят тысяч детей. И каждого из них я закрепил в каждой области надзирателем.
А с каждым из моих детей есть еще по семьдесят тысяч шайтанов.
Часть из них я направил к ученым.
А часть направил к молодежи.
А часть – к старикам.
А часть – к пожилым женщинам.
-
Можно ли менять имя? Не является ли это нововведением?
«Несколько лет назад я сменил имя и поменял его на имя Мухаммад. Возможна ли такая смена имени? Некоторые братья говорят, что это бид’а (новшество), так как менять имя можно если только у тебя плохое имя. Теперь в одних кругах меня называют Мухаммад, а в других, называют прежним именем. Хотя мне смену имени предложил один алим. Если есть возможность напишите пожалуйста, далиль».
-
Разрешено ли употреблять в пищу конину?
Я слышал, что по ханафитскому мазхабу нельзя есть мясо лошади и каково на самом деле мнение самого Абу Ханифы (рахматуллахи ‘аляйхи) в этом вопросе?
-
Два шага до принятия дуа
Согласно достоверным хадисам, есть определенные моменты, когда принимается дуа (например, во время дождя или после азана). Есть вещи, которые удерживают ответ на дуа (например, поедание запретного или нахождение в ссоре). Есть также и определенные условия, соблюдение которых «открывает врата» мольбе – чтобы она была принята. Не все знают, каковы эти условия, но это не умаляет значимости их соблюдения.
-
"Я пришел сообщить про ночь Кадр и боюсь, что вы не поверите в ее награды..."
Пророк (мир ему) сказал:
«Я пришел для того, чтобы сообщить вам про ночь Кадр, и я боюсь, что вы не поверите в награды, обещанные в эту ночь. Может быть, в вашей вере в эти награды будет благо...
-
Таких людей проклял сам Пророк Мухаммад (мир ему)
Ислам определяет формы и условия дозволенной торговли, выходить за рамки которых считается запретным. По этому поводу в Коране и хадисах местами можно встретить предупреждения, а местами поощрения. Сегодня мы разберем эту тему более подробно.
-
Как знание имен Аллаха может изменить вашу жизнь?
У Аллаха есть много прекрасных имен и атрибутов. 99 из них нам доподлинно известны. Но как часто мы размышляем над Его именами и знаем ли мы, что эти имена и атрибуты могут и даже должны воздействовать на нас, меняя нас самих и нашу жизнь к лучшему?