Ханафитский мазхаб назван в честь своего основателя имама Абу Ханифы и на сегодняшний день является самым многочисленным из всех четырех суннитских правовых школ.
Имам Абу Ханифа родился в 80 году по Хиджре (699 г.) в городе Куфа в семье богатого торговца тканями. С малых лет он помогал отцу в торговле и одновременно начал получать знания у видных богословов Куфы. Пожалуй, самый весомый вклад в его обучение внес Хаммад бин Аби Сулейман, у которого Абу Ханифа обучался фикху целых 18 лет. После смерти Хаммада бин Аби Сулеймана он занял место своего учителя и сам принялся за обучение. За 30 лет преподавания он обучил свыше 4000 человек, около 40 из которых достигли уровня иджтихада.
Жизнь имама Абу Ханифы пришлась на период смуты, когда правление династии Омейядов сменилось правлением Аббасидов. При Омейядах его много раз принуждали к государственной службе, однако имам Абу Ханифа все время отказывался, за что многократно подвергался преследованиям. Еще более трудные времена наступили после того, как между ним и аббасидским халифом Абу Джафаром аль-Мансуром появились разногласия. Из-за этих разногласий он был брошен в тюрьму. Имам Абу Ханифа умер в 150 году по Хиджре (767 г.). Согласно одним преданиям, это произошло в тюрьме, согласно другим в его доме в Куфе, где он жил в изгнании.
Во многих жизнеописаниях имама Абу Ханифы, говорится о том, что ему довелось общаться со сподвижниками Пророка (мир ему), а сам он являлся табиином. По поводу происхождения его куньи “Абу Ханифа” существуют несколько мнений. Согласно основной версии в те времена в Ираке один из видов набора для письма называли “ханифа”, а так как он часто его с собой носил, за ним закрепилась кунья “Абу Ханифа”.
Согласно второй версии, она связана с другим смыслом слова “ханифа” - как производное от “ханиф”, что означает “преклоняющийся”, “поклоняющийся Аллаху”. Согласно третьей версии у него была дочь по имени Ханифа. Однако по достоверным источникам известно, что у него был лишь единственный сын по имени Хаммад, а других детей не было.
Имам Абу Ханифа систематизировал и усовершенствовал методы исламского права так называемой “рейской школы” разработанные сподвижником Пророка (мир ему) Абдуллахом ибн Масудом (да будет доволен им Аллах) и его учениками в Куфе. Это стало основой для формирования наиболее многочисленной суннитской правовой школы - ханафитского мазхаба.
Важную роль в становлении мазхаба сыграли такие ученики Абу Ханифы как имамы Абу Юсуф, Мухаммад и Зуфар. Они написали труды, в которых сформулировали основы ханафитского мазхаба и смогли систематизировать методы права, разработанные имамом Абу Ханифой.
Становление ханафитского мазхаба продолжалось еще примерно два века. Большой вклад в окончательное формирование мазхаба, кроме трех вышеупомянутых учеников имама Абу Ханифы, внесли такие богословы как Тахави, Кархи, Джассас, Кудури и Дабуси и другие.
Ханафитский мазхаб стал быстро распространяться в исламском мире. Во время правления халифа Харуна ар-Рашида имам Абу Юсуф был назначен на должность кади аль-кудат (верховный судья), что способствовало широкому распространению ханафитского мазхаба на территории халифата. Ханафитский мазхаб был официальным мазхабом Османского государства, что также способствовало его распространению на огромные территории.
При принятии правовых решений в ханафитском мазхабе предают болшое значение не только нассам (аятам Священного Корана и хадисам), но и рею - личному суждению муджтахида при отсутствии прямого ответа в аятах Священного Корана и хадисах.
Таким образом ханафитский мазхаб старается создать баланс между нассами и реем. Также в отличие от других суннитских правовых школ ханафитский мазхаб часто прибегает к истихсану - заключению муджтахида, которое он выносит самостоятельно, отказываясь от ранее вынесенных решений по подобным проблемам.
В настоящее время ханафитский мазхаб распространен на Балканах, в Турции, России (в Крыму, на территории Волго-Уральского региона, в Сибири и частично на Северном Кавказе), Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Таджикистане, Туркменистане, среди мусульман Китая, в Афганистане, Таиланде (Сиям), Индии, Пакистане. Довольно большие общины ханафитов есть в Сирии, Ираке и Эфиопии. Небольшие общины ханафитов есть в Йемене, Хиджазе, Египте, Палестине, Алжире и Тунисе.
Islam-Today