Факих со своим иснадом передал от Абу Джа'дата, который сказал: «Иса (мир ему) сказал: «Не прячьте пропитание для следующего дня. Ибо следующий день придет со своим пропитанием. Размышляйте о червях и о том, кто наделяет их пропитанием. Если вы скажите, что желудок червей маленький, то посмотрите на птиц. Если вы скажите, что у птиц есть крылья, то посмотрите на морских животных. Удивительно, их тела большие и они все сыты».
Факих со своим иснадом передал от Абу Маджлиза, что 'Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если во время рассвета я увижу то, что я люблю, или то, что ненавистно мне, то я не буду огорчаться. Ибо я не знаю, в чем есть благо».
Факих со своим иснадом передал от Муталлиба бин Хантаба, что, поистине, Пророк (мир ему)сказал: «Я приказываю вам то, что приказал вам Всевышний Аллах. Я запрещаю вам то, что запретил вам Всевышний Аллах. Знайте, Джабраиль (мир ему) внушил мне следующее. Поистине, моя душа не умрет до тех пор, пока не получит сполна то, что ей предписано. Если к кому-то долго приходит пропитание, то пусть лучше старается (лучше ищет) для этого. В любом случае вы не получите столько от Аллаха, сколько можно получить за повиновение Ему».
Передано от Ибн 'Аббаса, что Пророк (мир ему)сказал: «Тот, кто желает стать самым богатым из людей, пусть больше полагается на могущество Всевышнего Аллаха, чем на то, что у него в руках. Тот, кто желает стать самым сильным из людей, пусть уповает на Всевышнего Аллаха. Тот, кто желает стать самым уважаемым из людей, пусть оберегает себя от того, что запретил Всевышний Аллах».
Передано, что Давуд (мир ему) сказал своему сыну Сулейману (мир ему): «О, сын мой, доказательством богобоязненности человека являются три вещи: таваккуль в том, что еще не постигло, довольство тем, что имеешь, и красивое терпение во время потери».
Сообщается, что один человек пришел к Шакику и сказал: «Дай мне совет». Шакик сказал: «Закрепи в своем сердце три вещи: поклоняйся Аллаху - и Аллах Та'аля сделает тебя стойким; сражайся с врагом Аллаха - и Аллах Та'аля окажет тебе помощь; верь в обещание Аллаха - и Аллах Та'аля поможет тебе достичь этого обещания».
Передано от Ибн Мас'уда (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Если бы обладатели знаний сохраняли свои знания и передавали бы их людям, то они благодаря этим знаниям стали бы хозяевами людей своего времени. Однако они давали эти знания людям ради достижения мирских целей, и поэтому они опозорились перед людьми этого мира».
Я слышал, как наш Пророк (мир ему) сказал: «Кто бросит все свои печали и останется с печалью ахирата, тому Всевышний Аллах поможет в том, что беспокоит его в мирских делах. Если же человек будет печалиться (только) о мирском, то Аллаху будет все равно, в какой из адских ям наказывать его».
Было сказано: «В Торе написано: «О, сын Адама, шевели рукой. Если ты приведешь в движение (руки), то Я увеличу твое пропитание. Подчиняйся Мне в том, что Я вменил тебе в обязанность. Не учи Меня тому, что исправит твое состояние».
'Апи (да будет доволен им Аллах) сказал: «У Ислама четыре опоры: убежденность (якын), справедливость, терпение и сражение».
Эти четыре вещи ученые комментируют следующим образом:
Якын бывает двух видов: совершение деяния с искренностью только ради довольства Всевышнего Аллаха, не желания получить за свое деяние что-то мирское и довольство людей; вера в обещание Аллаха о пропитании.
Справедливость бывает двух видов: если человек имеет долг, то он отдает этот долг до того, как его спросят об этом долге; если он сам отдал в долг, то он проявляет мягкость по отношению к должнику.
Терпение бывает двух видов: терпение во время выполнения обязательных предписаний (фард) Аллаха, и проявление терпения по отношению к запрещенному Аллахом.
Сражение бывает двух видов: не быть в беспечности по отношению к врагу-шайтану. Ибо если ты беспечен по отношению к нему, то он не беспечен по отношению к тебе. Если волк войдет в стадо овец и овцы будут беспечны по отношению к этому волку, то волк схватит этих овец.
Поистине, фитна у людей происходит из-за богатства. Поэтому чтобы не обмануться, будь доволен тем, что имеешь.
Из книги "Танбихуль гафилин"