Вера в предопределение является одним из шести столпов имана – веры, которая обязательна для всех мусульман. В известном хадисе, именуемом «хадисом Джибриля», об этом приводятся слова Пророка (мир ему): «Суть веры заключается в том, чтобы ты уверовал в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания, и в Его посланников и в Последний день, а также в том, чтобы уверовал ты в предопределённость как хорошего, так и дурного» (Бухари, Муслим).
Предопределение олицетворяет и концентрацию всей власти в руках одного Всевышнего Господа. Конечно, предопределённость касается лишь того, что произойдёт в целом и в жизни каждого из людей. Однако это обстоятельство не лишает человека воли выбора. Предопределённое ему Аллахом событие непременно произойдёт. Это может быть и хорошее, и плохое. От человека же будет исходить отношение к происходящему с ним, что и является сферой его воли. Будет ли он действовать согласно вероубеждению, оставаясь смиренным и благодарным, или восстанет против своего Господа, проявляя куфр – поступок, подобающий неверующему. Всевышний говорит:
«Мы обязательно испытаем вас некоторой опасностью [незначительной по сравнению с теми бедами, от которых Мы вас оберегаем], голодом, уменьшением имущества, [смертью близких вам] людей и [гибелью] плодов [чтобы увидеть, будете ли вы проявлять терпение]. Обрадуй же [о Мухаммад] терпеливых [Раем].
[Терпеливые – это] те, кто, когда постигает их несчастье, говорят: «Инна лиЛляхи ва инна иляйхи раджиʼун» [«Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к Нему возвращение»]. Это – те, кому даны благословение [прощение] от их Господа и милость, и они идут верным путём [потому что в трудностях они проявляют покорность и довольство]» (сура «аль-Бакара», аяты 155-157)
Аллах Газза ва Джаль сделал предопределение некой базой, вокруг которой будет происходить тщательная фильтрация дорогих, преданных сердец. Недаром сказано: «Толкни сосуд и увидишь, что из него выльется». Ведь благодаря испытаниям, обнаруживается сущность человека, его истинная наполненность. И как прекрасно описал пророк (мир ему) счастливое положение тех, кто уверовал не только на словах, но искренне проживает состояние веры своим сердцем:
«Сколь удивительно положение верующего! Поистине, всё в положении его является для него благом, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это (тоже) становится для него благом!» (Муслим, 2999).
Итак, человек никогда не сможет избежать своей судьбы. Куда бы он ни направился и что бы ни делал, он всегда встретится со своим предопределением. Он словно бы идущий от одного неизбежного пункта к другому, вольный лишь выбирать настроение, с которым будет идти по пути.
Весьма наглядный пример этой истины приводится в риваяте тафсира «Рухуль-Байан», где рассказывается как однажды Ангел Смерти Азраил (мир ему) пришёл к пророку Сулейману (мир ему). Через какое-то время он стал пристально смотреть на человека, находившегося рядом с Сулейманом. Тот же, увидев, что Азраил внимательно смотрит на него, спросил пророка:
«- Кто это?
- Это Ангел Смерти! – ответил Сулейман.
- Наверное, он хочет забрать мою душу! Прошу, прикажи ветру, чтобы он перенёс меня в Индию! – взмолился человек.
После того, как Сулейман, во власть которого были даны ветра, выполнил эту просьбу, он спросил у Азраиля, почему тот так пристально смотрел на того человека. Азраил же ответил:
- Мне было приказано забрать душу этого человека в Индии. Но, увидев его рядом с тобой, я удивился, и поэтому так внимательно смотрел».
Такова сущность предопределения, в рамках которой действует человек. Его задача – достойно пережить любую волю Всезнающего Творца. Да, воистину, Ему ведомы и мысли, и избираемые пути своих рабов. Однако Он желает уведомить об этом и их самих. Чтобы они сами раскрыли для себя свою сущность…
Айна Замаева