Как появилось понятие «Ахлю-с-Сунна валь-джама’aт»?

Как появилось понятие «Ахлю-с-Сунна валь-джама’aт»? Кто стал основоположниками ханафитско-матуридитского вероучения? На какие ветви разделился суннизм?

На эти вопросы ответил Абдулла хазрат Адыгамов, доцент, заведующий кафедрой арабского языка и гуманитарных дисциплин КИУ, в рамках прошедших в стенах Российского исламского института курсов повышения квалификации по течениям и сектам в исламе.

По словам Абдуллы хазрата мутазилиты оказали наибольшее влияние на становление и развитие акыйды. Они отдали предпочтение разуму и логике над Кораном и сунной, и это стало их главной ошибкой.

Что были вынуждены сделать ученые Ахлю-с-Сунна валь-джама’aт?

Прибегнув к методологии мутазилитов, они должны были их опровергать, и это стало причиной увеличения «банка знаний» акыйды.

«Отдалившиеся» не всегда принимали доказательства сунны, поэтому необходимо было апеллировать рациональными аргументами. Их не было: следовало разработать.

Теолог отмечает, что условия были тяжелыми, так как был исторический период, когда во время трех аббасидских халифов, «обособившиеся» фактически определяли идеологию государства (один из мутазилитов был визирем – советником халифа).

Была попытка навязать мутазилитскую акыйду, используя принудительный аппарат государства. В это сложное время имам Шафии был вынужден переселится из Ирака в Египет, Ахмад ибн Ханбаль был посажен в тюрьму, другие ученые были казнены.

«После того, как мутазилиты потеряли политическую силу, начинается активное противодействие. Появляется понятие «Ахлю-с-Сунна валь-джама’aт», и в ней формируются две школы в вопросах акыйды – Матуридиты и Ашариты», – резюмирует Абдулла хазрат Адыгамов.

Что значит «ахл-и сунна валь-джама’a»?
После Пророков, самыми достойными среди людей являются Сподвижники. А среди Сподвижников поочередно четыре Праведных Халифа – Абу Бакр, Умар, Усман, Али, да будет доволен ими Аллах субхана ва тааля. Следом идут оставшиеся 6 сподвижников из 10 (Талха б. Убайдуллах, Зубайр б. Аввам, Абдуррахман б. Авф, Сад б. Аби Ваккас, Саид б. Зейд, Абу Убайда б. Джаррах), которым еще при жизни было сообщено, что они попадут в Рай. За ними идут внуки Пророка Аллаха Хасан и Хусейн.
19.10.2017
31716

Чтобы яснее дать представление касательно двух этих школ, доцент переходит к их описанию: «Имам Матуриди относится к периоду саляф. Он был одним из тех ученых, который оставил неоценимый вклад в исламской науке, в особенности – акыйде. Нельзя сказать – он привнес что-то новое, Абу Мансур аль-Матуриди лишь развил наследие учения Абу Ханифы. В его книге Китаб ат-Таухид идет подробный разбор отдельных сект, мнений ученых. Об имаме Абу-ль-Хасан аль-Ашари известно, что он в начальный период был мутазилитом. Затем покаявшись, активно стал вести борьбу с ними».

«Источником знаний является Пророк ﷺ, далее основоположниками ханафитско-матуридитского вероучения являются четыре сахаба – Абдуллах ибн Масгуд, Умар ибн аль-Хаттаб, Гали и Абдулла ибн Аббас. Мы берем знания у всех сахабов, но основоположники именно они», – подчеркивает лектор.

Абдуллах ибн Масгуд был назначен кадыем в Куфе, в город, в котором родился имам Абу Ханифа. В Куфу он привез знания двух людей – свою и Умара ибн аль-Хаттаба.

Далее Гали ибн Аби Талиб перенес столицу из Медины сюда, 4 года жил и оставил свои знания. Абдуллах ибн Аббас некоторое время жил здесь после смерти Гали. Важно то, что каждый из них оставил в Куфе свои знания, и именно это заложило основы нашего мазхаба.

Далее идут два куфийских ученых Алькама ибн Кайс и Ибрахим ан-Нахаи, за ними следует учитель Абу Ханифы – Хаммад ибн Аби Сулейман. Затем сам Абу Ханифа, потом Мухаммад аш-Шайбани.

После данных ученых ханафитское знание делится на две ветки. Одна уходит в Среднюю Азию через Абу Бакра ал-Джузджани к Абу Мансур аль-Матуриди. Вторая ветвь уходит в Египет через Абу Джафара Ахмада бин аби Имрана к Абу Джафару ат-Тахави.

Существуют также другие версии цепочки передачи.

«Таким образом, мы можем убедиться в том, что получаем чистое пророческое знание», – отмечает Абдулла хазрат.

В ходе лекции для полного понимания достоверности переданных знаний, теолог рассказал слушателям о ранее перечисленных ученых.

Алкама ибн Кайс родился при жизни Пророка ﷺ, но не застал его и поэтому относится к (мухадрамун). Большую часть знаний получил от Абдуллы Ибн Масгуда, который о своем ученике сказал: «Он читает все, что читаю я, и знает все, что знаю я».

Ибрахим ан-Нахаи застал таких сподвижников как Абдулла Ибн Масгуд, Зайд ибн Аркам, Мугира ибн Шугба и Анас ибн Малик.

Хаммад ибн Аби Сулейман учился у ранее упомянутых ученых, был основным учителем Абу Ханифы, табиин. Хаммад учился у таких сподвижников как Анас ибн Малик, Саил ибн Джубейр, Ибрахим ан-Нахаи, Саид ибн Мусайиб и Шагби.
Условно сформировался восточный (учение имама Матуриди) и западный (учение аль-Ашари) суннизм.

Учение Матуриди распространилось в Средней Азии, частично в Ираке, Шаме, Египет, в суннитской части Ирана, далее Афганистан, Пакистан, Индия, Бангалдеш, Поволжье (Татарстан, Башкирия), Сибирь, частично Кавказ, Турция, Босния и Герцеговина, Албания.

Еще больше информации: Ахлю Сунна валь Джама’а

Язгуль Закирова

Социальные комментарии Cackle