Перед чтением Корана человек должен совершить омовение. Если он не найдет воду, то ему следует совершить таяммум.
В аяте говорится:
«К нему прикасаются только очищенные [от большого и малого осквернения]» (Аль-Вакы‘а, 79).
Кто читает Коран наизусть, тот тоже должен быть с омовением. Но некоторыми было сказано, что чтение Корана наизусть без омовения не является макрухом («Аль-Фатава аль-Баззазия»).
Также считается приемлемым, когда человек без омовения читает Коран, переворачивая страницы при помощи пера, без омовения дозволительно брать в руки книги по фикху и хадисам («Аль-Фатава аль-Баззазия» и «ад-Дурар»).
Благая привычка заучивать новые хадисы: картинки для быстрого запоминания
Коран-хафизы должны украшать чтение своим голосом. Наш Пророк ﷺ говорил: «Украшайте Коран своими голосами».
Под украшением подразумевается размеренное чтение с таджвидом. Чтение Корана красивым голосом и в соответствии с макамом кыраата еще сильнее воздействует на сердце. Прекрасное звучание коранических аятов навевает на человека легкую грусть. Такое чтение не только приятно ушам, но и помогает лучше понять прочитанное.
Были и те, кто неправильно поняли этот хадис-шариф. Чтение с таджвидом и тартилем они восприняли как распевание под определенный мотив. Чтение Корана они начали уподоблять музыке, пению, стали совершать таганни (таганни – петь песни, распевать мелодии).
Однако недозволительно совершать таганни, играя звуками и распевая, меняя буквы местами при чтении Корана, и тем самым искажая смысл аятов. Первым человеком, который начал читать Коран напеваючи и с ошибками в произношении, был ‘Убайдуллах. Затем эта привычка передалась от него к сыну и от сына к внуку. Таким образом, такая манера чтения Корана дошла до Хушайма, Аббана и Ибн Айа. Они были первыми, кто приступил к таганни.
Когда они читали Коран, своими мелодичными голосами навевали на людей грусть, и у них появлялись слезы на глазах. Подобное чтение приемлемо, если при этом не нарушаются правила таджвида, стройная связь аятов и произношение звуков в словах. Это даже считается добрым делом, мустахабом.
Однако если превысит всё сказанное, то перестанет быть мустахабом и будет запретным, макрухом. Распевание Корана по нотам – это дело, присущее сторонникам бид‘ата. Это одно из самых серьезных вредных нововведений в религии, является одним из самых плохих поступков и ни в коем случае неприемлемо. От изобилия звуков и мелодии становится непонятным смысл аятов. Людей, читающих Коран с таганни, нужно ругать и предостерегать. Это – неприемлемый вид чтения («Шарх аль-Масабих»).
Дуа, чтобы знания принесли пользу
А между тем, нет никаких препятствий чтению Корана в соответствии с таджвидом, махраджем и макамом. Ведь красивое звучание – это украшение Корана. Чтение Корана красивым голосом побуждает слушателей задумываться о словах Аллаха. Слушая Коран, люди должны говорить: «Взгляните на этого хафиза: как он красиво читает и как положено боится Аллаха!» (Ибн Мубарак, «Зухд», с. 38).
Наш Пророк ﷺ сказал: «Человек, читающий Коран красивым голосом, дает почувствовать тому, кто его слушает, что он является тем человеком, который больше всех боится Аллаха» (Ат-Табарани, «аль-Аусат», 2/311; 4/208; Калябази «Бахруль-фаваид», 1/363).
Настоящий му’мин тот, кто читает Коран в состоянии завороженности и печали. Даже если он не чувствует печали, должен стараться быть печальным. Он должен опечалиться, думая о том, что не может исполнять все имеющиеся в Коране повеления, запреты и предостережения. Он должен грустить и плакать, задумываясь о том, почему же не может так печалиться и плакать, как это делают обладатели высокой духовности. Не чувствовать душевного экстаза и печали при чтении Корана – это худшее из бед.
Шир'атуль Ислам. Ахляк и адабы Ислама
Фото: elements.envato.com