Мы не в состоянии изменить человека и, тем более, нам не по силам сделать это за один день. Но мы можем измениться сами, мы можем изменить наше мышление и наше поведение, чтобы лучше справляться со сложными жизненными ситуациями, которые происходят и обязательно еще произойдут в нашей жизни. На самом деле, в жизни Посланника Аллаха (мир ему) для нас есть отличный пример, но мы часто игнорируем его.
Будут ситуации, которые будут сильно вас раздражать, вы будете злиться, и вам трудно будет сохранять терпение, но Посланник Аллаха (мир ему) учил нас, что по-настоящему силен тот, кто может обуздать свой гнев. Он сказал: «Не тот силён, кто побеждает многих, силён лишь тот, кто способен владеть собой в гневе». (Бухари )
Не только управление гневом является благодеянием, но и умение прощать. И это умение важнее и любимее Аллахом, чем способность контролировать свои эмоции. Но бывает так, что нам кажется, будто человека невозможно простить. Будто он не заслуживает прощения. Однако прощение в данном случае нужнее нам больше, чем кому бы то ни было. Способность прощать и отпускать ситуацию способствует эмоциональной разрядке, что, в свою очередь, снижает общий уровень тревожности и уменьшает вероятность развития депрессии.
Давайте рассмотрим несколько способов, которые помогут нам научиться прощать окружающих нас людей.
Проявите сочувствие и постарайтесь понять.
Человек, который поступил с нами вероломно, вероятно имел большие проблемы в жизни. Это не оправдание его поступкам, но это даст нам представление о его мотивах. Когда мы ищем оправдание человеку, мы становимся спокойнее и нам легче найти силы для сострадания.
Пример подобного сострадания проявил Пророк (мир ему) к жителям Таифа, которые насмехались над ним, унижали его и даже причинили вред его здоровью.
Аиша (да будет доволен ей Аллах) спросила Посланника Аллаха (мир ему), было ли ему когда-нибудь тяжелее, чем в битве при Ухуде? Он ответил: «Я много чего вынес от рук твоего народа, но хуже всего мне было в Таифе. В тот день я беседовал с Ибн Абд Йалил ибн Абд Килалом, но он отверг меня. Огорченный, я ушел и пришел в себя лишь у горы Карн ас-Са‘алиб. Тут надо мною появилось облако. Присмотревшись, я увидел Джибриля…
Джибриль сказал Посланнику Аллаха (мир ему):
— Аллах слышал, что сказал тебе твой народ и как он ответил тебе. Поэтому Он послал к тебе ангела гор, и ты можешь приказать ему, что пожелаешь.
Ангел гор поприветствовал Пророка и сказал:
— Мухаммад! Аллах слышал, что сказал тебе твой народ. Я – ангел гор. Твой Господь отправил меня к тебе, дабы ты приказал мне, что пожелаешь. Если ты захочешь, то я воздвигну над ними две горы.
Но он ответил:
— Нет, я хочу, чтобы Аллах вывел из них тех, кто будет поклоняться Ему одному, никого не приобщая к Нему в сотоварищи».
Так проявил сострадание наш Пророк (мир ему). Он простил людей и сделал для них дуа, даже после того, как они вероломно и жестоко обошлись с ним. Он проявил сострадание к ним и в конечном итоге пожелал, чтобы они стали мусульманами. Итак, в следующий раз, когда кто-то своими поступками рассердит вас, найдите минутку, чтобы спросить себя, почему это произошло. Может быть, у человека есть какие-нибудь серьезные проблемы?
Помните, что мы тоже иногда совершаем ошибки.
Анас бин Малик передает от Посланника Аллаха (мир ему): «Каждый из сынов Адама ошибается (т.е. грешит), а лучшим из ошибающихся являются многократно кающиеся». (Тирмизи)
Мы склонны совершать много ошибок. Например, мы можем быть невнимательны, необязательны или пассивны в те моменты, когда необходимо взять инициативу в свои руки и проявить решительность. Эти качества могут серьезно осложнить нашу жизнь, но от них вполне реально избавиться.
Помня об этом, мы не имеем права судить кого-либо или гневаться на кого-нибудь долго, поскольку мы сами иногда требуем снисхождения к себе. Вместо этого нам стоит постараться извинится перед теми людьми, которых мы обидели. В своих отношениях с семьей, друзьями или коллегами мы должны стремиться улучшать свой нрав и следить за своими поступками.
Предоставьте возможность простить вас.
Как бы вы себя чувствовали, если родственники, которым вы неоднократно помогали, поступили бы вероломно по отношению к вам или вашей семье?
Подобная ситуация произошла с Абу Бакром (да будет доволен им Аллах). Абу Бакр решил тогда прекратить поддерживать материально своих нуждающихся родственников. Но Аллах Всевышний в ответ ниспослал следующий аят: «Пусть обладающие достоинствами и достатком среди вас не клянутся, что не будут помогать родственникам, беднякам и переселенцам на пути Аллаха. Пусть они простят и будут великодушны. Разве вы не желаете, чтобы Аллах простил вас? Аллах — Прощающий, Милосердный» (Сура ан-Нур, аят 22)
Аллах повелел ему не только простить их, но и продолжить оказывать им материальную помощь в надежде на награду от Аллаха. Это ключевой момент: мо должны помогать людям не потому, что они заслуживают это, а потому что мы делаем это ради Аллаха.
Аллах сказал: «Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро». (Сура Алю Имран, аят 133-134)
Нам несложно помогать нуждающимся или жертвовать в мечеть, когда у нас хватает средств. Но сможем ли продолжать заниматься благотворительностью, когда наш бюджет неожиданно иссякнет или когда мы встретимся с финансовыми трудностями? Кто-то может прекратить оказывать помощь в этой ситуации – это допустимо. Но Аллах подчеркивает, что любит тех, кто тратит из своего имущества не только в достатке, но и в моменты отсутствия средств.
Если мы не станем гневаться на человека, совершившего в отношении нас подлость – это, безусловно, благо. А если мы постараемся узнать его положение и поможем ему в случае нужды материально – это надежный способ достичь довольства Аллаха.
Поддерживайте отношения, но не рискуйте своим доверием.
Передают со слов Абдур-Рахмана ибн Ауфа о том, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему) говорил: «Я — Милостивый /ар-Рахман/ и Я сотворил родственные связи /ар-рахиму/, образовав это слово от Своего имени, и Я награжу того, кто станет их поддерживать, а того, кто будет их порывать, Я отделю! [то есть: удалю от Своей милости]» .(Бухари)
Многие ученые подчеркнули, что мы должны стараться относиться к недоброжелательности с добротой, особенно если это касается наших близких родственников. Наименьшее, что мы можем для них сделать, это:
* Обращаться к ним с уважением и говорите им добрые слова.
* Помогать им финансово и эмоционально, когда это необходимо.
* Предлагать любые виды услуг в рамках ваших возможностей.
* Посещать их время от времени.
* Молиться за их благополучие. Тогда Аллах Всевышний простит нам и наши грехи.
Наконец, мы должны помнить, что все в этой жизни является испытанием для нас.
«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых». (Сура аль-Бакара, аят 155)
Добро и зло преследуют нас для того, чтобы научить нас чему-то или испытать нас. Проблемы и нехорошие люди будут периодически появляться в нашей жизни.
Мы не сможем полностью избежать этого, но мы можем научиться справляться с последствиями. Поэтому нам стоит быть терпеливыми и стойкими при любых обстоятельствах.
Нам следует сконцентрироваться только на довольстве Аллаха и искать Его Милосердие, прощение и вечную награду, поскольку мы в этом мире только на время, а вечная жизнь ждет нас впереди.
Islam-today