Фото: Ислам-тудей
Фундаментальные основы зухда и тасаввуфа, взятые из Куръана и Сунны, возникли в первой столице исламского государства – Медине. Самые прекрасные примеры аскетизма показали своей жизнью Досточтимый Посланник ﷺ, праведные халифы, досточтимые сподвижники и асхаб ас-суффа. Медина продолжала оставаться центром аскетического образа жизни, пока Омейяды не перенесли столицу государства в Дамаск.
В то время как в Дамаске правили султаны-омейяды, в Медине не было недостатка в таких захидах, как Саʻид бин аль-Мусайиб (ум. в 715 г.). Когда центр политической жизни сместился в Дамаск, Медина стала центром духовной жизни. Город и столица Посланника Аллаха ﷺ стал берегом мира, где находили приют те, кто хотел укрыться от политических бурь.
Хотя время от времени там и появлялись политические борцы, подобные ʻАбдуллаху ибн Зубайру (да будет доволен им Аллах), и их сторонники, по общей своей атмосфере Медина оставалась городом зухда.
Фото: Ислам-тудей
Первые личности, названные «суфиями», вышли, в основном, из Куфы. Абу Хашим Суфи (ум. в 767 г.) тоже был из Куфы.
Абу Хашим Суфи жил сначала в Куфе, затем в Багдаде и снискал известность в этих городах. Его мысли близки к самопорицанию. В его воззрениях больше места уделяется предостережению от двуличия (рия), чем достижению искренности. Суфьяна ас-Саври сказал о нём: «Если бы не Абу Хашим, тонкости в вопросе двуличия (рия) остались бы неизвестными».
Басра стала центром далёкого от политики аскетического образа жизни (зухда). Сформировавшийся и живший в этом городе Хасан аль-Басри упоминается как первый захид-суфий, систематизировавший воззрение суннизма, опирающееся на Куръан и Сунну. Его школа была центром интеллектуальной жизни Басры и всего Омейядского государства. Самые знаменитые последователи этой школы после Хасана аль-Басри, – это его ученики Малик ибн Динар, ʻАбдулвахид ибн Зайд.
Характерные особенности захидов I и II веков хиджры: они проливали много слёз в страхе перед мучениями ада и с надеждой на рай, были сильно привязаны к Всевышнему Аллаху через поклонения, не придавали большого значения мирским благам. Однако в эти века начало распространяться течение, выдвигающее на первый план любовь.
Такое мировоззрение свойственно, например, Рабиʻа аль-ʻАдавийи и Ма’руфу аль-Кархи. Таким образом, в школе тасаввуфа Басры получили развитие два направления ― направление, основанное на страхе и грусти с Хасаном аль-Басри в качестве лидера и направление зухда, основанное на любви, принятое Рабиʻа аль-ʻАдавийей.
Медина: первая столица ислама (ФОТО)
Фото: Ислам-тудей
Основатель этого направления Хасан аль-Басри (642-728). Он родился и вырос в Медине под опекой одной из жён Досточтимого Пророка ﷺ – Умм Саламы бинт Абу Умайя, затем жил в Басре. Считавшийся знатоком в хадисоведении, фикхе, богословии и тасаввуфе, Хасан аль-Басри был также хорошим проповедником. Абу Нуʻайм в своей книге «Хильят аль-авлия» и другие учёные отмечают, что Хасану аль-Басри были присущи сильный страх перед Аллахом и грусть.
Хасан аль-Басри, который был известен как человек, «у которого постоянно слёзы на глазах и печальное лицо», был захидом, не придававшим значения будущему в этом мире, повернувшись к нему спиной. В той же мере, как отречение от мирского, ему было присуще очищение нафса, основанное на размышлении и улучшении нравственности.
Однако эти внешние проявления глубокой внутренней жизни, грусть, страх перед Аллахом и бедность происходили не потому, что он хотел сделать аскетизм своей главной целью, а потому, чтобы достичь только одного блага и спастись только от одного зла. Благо, которого он хотел достичь, – это рай и довольство Аллаха, а зло, от которого хотел спастись, – ад и гнев Аллаха.
Фото: Ислам-тудей
Из его жизнеописаний известно, что он боялся ада так, будто тот был создан специально только для него. О страхе и грусти Хасан аль-Басри говорил: «Верующий человек просыпается и засыпает с печалью». Потому что му’мин находится между двумя страхами.
Первый страх приходит из-за совершённых в прошлом ошибок, а второй ― перед оставшейся жизнью. Человек не может знать, как Аллах воспримет совершённые им ошибки, и с чем ему придётся встретиться в будущем.
Фото: Ислам-тудей
Хасан аль-Басри сказал: «Отрёкшимся от мирского является тот, кто при виде любого человека говорит: «Он лучше меня» (Ибн Раджаб «Джамиʻ аль-ʻулюм ва аль-хикам»).Фарид ад-дин ʻАттар в своей книге «Тазкират аль-авлия» приводит следующие слова Хасана аль-Басри: «Тот, кто признает Бога, считает мир своим врагом, а тот, кто любит мир, становится врагом Бога».
Фото: Ислам-тудей
Для этого течения в тасаввуфе, начатого Хасаном аль-Басри, характерны размышление, приводящее человека к иману; страх перед Аллахом и печаль, которые через очищение нафса и совершенствование нравственности приводят человека к довольству Аллаха. В основе печали лежит размышление, потому что размышление призывает человека к совершению добра.
Сожаление и печаль по поводу совершённых ошибок и дурных поступков способствует избеганию их в будущем. Сколько бы ни было много богатства и преходящих наслаждений, они не могут сравниться с вечным богатством и вечным наслаждением.
Продолжателями учения школы Басры стали ученики Хасана аль-Басри: Хабиб аль-ʻАджами (ум. в 733 г.), Мухаммад бин Васиʻ (ум. в 744 в.), Малик ибн Динар (ум. 131/748), Айюб ас-Сахтияни (ум. в 748 г.), Фаркад ас-Сабахи (ум. в 748 г.), ʻАбдулвахид ибн Зайд (ум. в 793 г.).
Фото: Ислам-тудей
Сабиров Н.Р. Тасаввуф.